Молодежь без стремлений: в России выросло поколение «сатори»

Молодежь, закончившая школу в 2010-х, совсем равнодушна к ценностям, двигавшим вперед их родителей. Они гораздо больше ценят собственный комфорт. Не стремятся сделать карьеру, заработать материальные блага и не торопятся обзавестись семьей.

Социальная гонка для них бессмыслена — всех денег не заработаешь и на тот свет не заберешь. Для них люди куски мяса и все однажды умрут.

Впервые о том, что это поколение коренным образом отличается от предыдущих, заговорили в 2010 году в Японии. Журналист газеты «Никкей» Таку Ямаока в опубликованной в 2010 году книге «Молодежь, которая ничего не хочет» описал их так:
«Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична». За такими людьми закрепился термин «поколение сатори» — это слово можно перевести как «просветление», так называется один из видов медитативной практики.

«Сатори» — очень хитрое поколение. Благодаря доступу любой информации в интернете, им сложно затуманить мозги какими-то идеями, патриотизмом и т.д. Уже со школьной скамьи они стараются изучить как реально устроен мир, как работает рабовладельческая система государства, как функционирует общество. Они обсуждают и делятся информацией, которую никогда не расскажут учителя в школе. Подрастают хитрейшие люди, которые не ведутся на обещания светлого будущего. Они не ленивые, но они пальцем не пошевелят, если не получат от этого прямую выгоду.

Никаких амбиций — подобное приходится слышать от работодателей поколения Сатори.
Эёдзи Кобаяси, управляющий компанией по продаже одежды в Токио, говорит о своём персонале возрастом 19-25 лет: «Все делают ошибки на работе, но ведь у них нет желания стремиться наверх».
Если кому-нибудь из них предложить «стать управляющим магазина — и зарплата будет больше», почти всегда прозвучит ответ: «Это же так сложно».
Молодежь стала больше ценить свободу! Опыт предыдущих поколений показал им, что нет и никогда не было никакой стабильности, жить надо сейчас. Все что вам обещают, чтобы удержать на работе — в большинстве случаев не сбудется. Место начальника/директора одно, а обещания раздают всем. Их принцип — если работаю сейчас, то платите сейчас. Если хотите от работника больше обязанностей — то платите больше, или делайте работу сами. Сказки о большой зарплате в будущем за выслугу лет им не интересны, они не собираются сидеть всю жизнь в одной конторе.

«Сатори» не разделяют идею о том, что настойчивость и старания — гарантия успеха. «Я много раз видел, как люди из моего окружения выкладывались по полной и оставались ни с чем, — рассказывает студент Павел. — Упорные усилия не гарантируют достойную награду». Большинство людей будут рвать задницу всю жизнь и никогда не получат больше, чем позволяет система. И чей-то родственник встанет у руля большой алмазной компании только потому что он чей-то сын, какого нибудь Иванова.
Психолог Елена Турлина считает, что может быть причиной таких особенностей молодого поколения: «Недавно проводились исследования, которые показали, что у московских подростков, которые по возрасту близки к «сатори», очень низкий уровень запросов. Они описывают свои карьерные ожидания фразой «лишь бы на жизнь хватило». Елена объясняет это тем, что их родители очень много времени проводили на работе, были заняты зарабатыванием денег, постоянно транслировали то, что они очень устали, что у них нет времени.

Молодежи 10-х не свойственен карго-культ. «Сегодня модных брендов так много, что стремление приобретать их с целью выделиться из общего фона потеряло всякий смысл, — рассказывает Мисаки. — Обладание чем-то необычным и нестандартным сегодня не повысит ваш статус. Нет смысла перерабатывать на чужого дядю, чтобы потратить деньги на то, что мне не нужно.»

Чтобы жить свободно и независимо, поколение «сатори» снижает количество потребностей. Многие уже не видят смысла создавать семьи и быть кому-то обязанным. Никто не хочет просидеть свою жизнь с ошейником, привязанным к одному человеку. Представление о любви тоже отличается от взглядов их родителей. Сейчас многие предпочитают не вступать в брак, а просто дружат для секса.

— Зачем мне жена? Презервативы есть и девушки дают бесплатно, потому что они тоже любят секс для удовольствия. Стиральная машинка у меня есть и для себя одного мне совсем не трудно готовить. Мне нет необходимости содержать чужую девушку, подстраивать свою жизнь под кого-то или выслушивать чьи-то претензии. Я сам себе хозяин. А на старости от одиночества лучше пои5ашу в Дотку и Танки, или буду зависать общаться в соцсетях, чем буду болтать с пердлявой старухой-женой на лавочке. Можно сдавать комнату молодой студентке и с ней пообщаться тоже)

Еще одна отличительная черта «сатори» — самоизоляция, и важную роль в этом сыграл интернет. Многие уже в молодости избегают реального общения. Поколение онлайн.

Автор популярного среди российской молодежи эссе о «сатори» Юлия Степанова рассказала РИА Новости, что особое влияние на них оказала информационная революция: «Виртуальный образ стал не просто двойником реального прототипа, он стал самостоятельной единицей. Страницы и фотографии в соцсетях — это не детали, как одежда, паспорт или резюме, это целое — сложная структура, которая влияет на мнение о тебе не только в окружении сверстников, но, к примеру, на мнение работодателя».
Интернет открывает этому поколению массу возможностей. «Можно видеть другие страны, не покупая билет на самолет, общаться, не выходя из дома, получить возможность высказаться и делать это без какого-то особенного статуса в обществе», — рассказывает Юлия. «Сатори» существуют вне стран и границ, интернет и доступ к информации — вот что объединяет этих людей по всему миру.

— Я быстрее найду всю нужную информацию в сети и узнаю там любые новости. Общение тоже удобнее в интернете. И мне не хочется заводить друзей в реальности, от которых больше проблем,чем пользы. В реальности люди дружат для того, чтобы поиметь что-то от тебя. Как только им нечего от тебя поиметь , они перестают дружить и пропадают. Такая дружба основана на корыстных целях. Сколько людей убеждалось в этом, если бросали пить или не занимали денег — друзья вдруг от них отдалялись.
В интернете же, если мне кто-то не нравится, я легко могу оградить себя от ненужных людей, добавить их в ЧС и никогда не думать, что встречу их снова. Там я сама выбираю с кем общаться, кто будет в друзьях, а всех остальных оградить от себя. Жаль, что в реальности так нельзя — занести в ЧС соседей, что мешают спать.

Их представление о будущем — это общество с официальным сотрудничеством между людьми по всем вопросам. Сейчас сотрудничество завуалированное под культуру. «Так принято в обществе»- гворили нам. «Не делай так, это не культурно.» На самом деле все мы живем в партизанской войне на выживание. Сотрудничество сводится к тому, что каждый хочет поиметь с другого, ничего не теряя. Сатори за открытые принципы сотрудничества. Ты мне — я тебе. Здесь и сейчас. Все покупается и продается. Услуга за оплату. Никто не имеет тебя просто так. Заходит соседка за солью — пусть платит за неё. «Сделай по братски» уже не прокатит.
Общество и сейчас устроено скрытно по этим же принципам — никто ничего не делает просто так. Даже родители детей. Люди рожают и вкладывают время и ресурсы в детей не потому что любят их, а чтобы у самих жопа на старости была под присмотром.
Все ждут в ответ, что за их услугу кто-то потом поможет тоже. Потом… В этом отличие поколения «сатори» — слово «потом» в отношениях не любят. Что-то получаешь от меня — давай взамен. Исчезнут любители халявы, умеющие «по братски» ездить на чужой шее, прикрывающиеся «мыжыродственники».

Образно этот принцип жизни можно описать так: никто не хочет всю жизнь уступать место в автобусе в ущерб себе, если нет гарантии, что ты доживешь до старости и тебе тоже будут уступать. Может даже до старости не доживешь, получится зря ущемлял себя всю жизнь при проезде в автобусе.

Это будущее общество эгоистов, живущих для самих себя. И так устроена сама природа: «Эгоистичный ген» — как описал ученый Ричард Докинз. Оградить себя от говна общества, создать свой идеальный мирок для проживания с идеальными друзьями, пусть даже виртуальный — вот цели поколения «сатори». Комфортно пройти свой жизненный путь. Ограничить себя от всего, что напрягает. Зачем покупать машину, ремонтировать её, тратить деньги на бензин, а еще гараж нужен для нее, если можно доехать куда угодно на такси, потратив в разы меньше. Зачем нужна жена, дети с проблемами, если одиночества уже не существует, когда есть интернет — общение и эмоции можно получать там. Мозгу все равно, откуда эмоции — из реальности или виртуальности. В любую секунду можно посетить любой город и посмотреть все достопримечательности, не вставая из кресла.

Они говорят: «Я могу поесть блюда кухонь других стран мира и в своем городе. Как выглядит заграница, я знаю по картинкам и видео из интернета. Не понимаю людей — впахивают с утра до вечера, чтобы на эти деньги пролететь десятки часов до другого города, там покушать кальмаров, которые продаются у них в супермаркете рядом с домом, и сфотографироваться с обезьянкой, которая есть у них рядом в зоопарке. Даже негритянку я чпокаю из РУДН, мне не надо для этого всю жизнь мечтать, копить и куда-то лететь в Зимбабву для секс туризма…»

На тех, кто мечтает переехать жить куда-нибудь в Европу или Америку, думая что там лучше — Сатори смотрят на таких людей как на идиотов. Зачем переезжать? Люди, решают одну проблему, а приобретают десять других проблем, связанных с переездом. Все равно они там будут жить также: ходить на работу, а вечера проводить за телевизором.

«Сатори» — поколение, которе не хочет себе усложнять жизнь, когда можно жить по принципу Бритвы Оккама, беря от жизни только необходимое, а не навязанное из вне. Им важно всегда находится в зоне комфорта, а не тратить лучшие годы в погоне за мифическим журавлем на небе. Которого, даже если поймаешь, то это уже будет на старости лет, и потратив свои лучщие годы в постоянной погоне за тем, что не заберешь на тот свет. А так как большинство людей все равно не поймают, то нет смысла участвовать в социальном забеге и быть еще одной белкой в колесе.