В четверг поступили очередные плохие новости из лесной промышленности: Stora Enso сокращает персонал. Это означает, что целлюлозный завод Sunila в Котке также будет закрыт. Закрытие целлюлозного завода в Сунила угрожает около 250 рабочим местам, но мультипликативный эффект, например, для местных магазинов еще не подсчитан. В целом, Stora Enso планирует сократить чуть более тысячи рабочих мест.
Причина закрытия — агрессия России, из-за которой Финляндия прекратила импорт древесины. В то же время это означало, что древесина, используемая для производства целлюлозы, стала стоить дороже.
В прошлом причинами закрытия целлюлозно-бумажных предприятий были либо недостаточный спрос, либо перенос производства в страны с более низкими издержками. Отчасти это относится и к Сунила. Варка целлюлозы в Сунила просто перестала быть прибыльным бизнесом.
В небольшой общине закрытие крупного работодателя является шоком для всей общины, а не только для тех, кого сократили. Трансформация лесной промышленности плохо сказалась на всем Кюменлааксо. До Сунила компания Stora Enso объявила о закрытии еще одной бумагоделательной машины в Аньяланкоски.
Перспективы для сокращаемых работников безрадостны. В регионе нет рабочих мест в лесной промышленности. Даже если бы было желание переехать в другое место, пришлось бы продать свой дом с большими потерями.
Целлюлозный завод Сунила был закрыт в 2009 году, но вскоре был вновь запущен, когда спрос на целлюлозу снова начал расти.
Наряду с металлургической промышленностью, лесная промышленность сформировала всю социальную структуру Финляндии. Заводы в этом секторе были созданы более века назад в благоприятных местах: сырье, древесина, было доступно поблизости, а транспортное сообщение — в то время водные пути — также было хорошим.
Постепенно вокруг целлюлозного завода и расположенной рядом с ним бумажной фабрики выросло промышленное сообщество, которое со временем превратилось в города. К таким городам относятся Янекоски, Мянття, Валкеакоски, Котка, Варкаус и Кемиярви.
В Южной Карелии муниципалитетами, сильно зависящими от лесной промышленности, были Лаппеенранта, Йоутсено, который был добавлен к нему в 2009 году, и Иматра.
Лесная промышленность претерпевала изменения на протяжении 21 века. Среди традиционных продуктов резко снизился спрос на бумагу для печати. Фабрики и производственные линии были закрыты. Из так называемых новых продуктов, к которым относятся, например, топливо на биологической основе, клеи из лигнина, текстильных волокон и углерода, используемых в батареях, лишь немногие все еще производятся в промышленных масштабах. Все лесозаготовительные компании стремятся к более высокой стоимости переработки.
Современное состояние лесной промышленности является хорошей иллюстрацией проблем финской промышленной структуры в целом. Раньше города строились вокруг одного крупного работодателя — лесной или металлургической промышленности, и Финляндия еще долгое время будет страдать от искажения промышленной структуры, вызванного этими историческими факторами. Жизнеспособность малых и средних городов слишком сильно зависит от одного промышленного работодателя.
В Дании, например, экономическая структура более здоровая и стабильная. В Дании на небольшой территории расположено большое количество средних компаний. Если исчезает работа, то вскоре можно найти новую. К этому должна стремиться и Финляндия, но в Финляндии это не так просто из-за больших расстояний.
Для тех, кого сократили в Сунила, в пятницу пришли еще более плохие новости с переговоров правительства: пособия по безработице будут выплачиваться в несколько этапов, а условия их получения будут ужесточены.