Фермеры начали продавать свою продукцию в супермаркетах

Федеральные торговые сети начали открывать «фермерские островки». Это такой магазин в магазине, где даже самый маленький фермер может стать ближе к покупателям супермаркетов.

Такой формат интересен и ретейлу, и фермерам, отметили участники Всероссийского форума содействия развитию предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса России, прошедшего в Туле. Фермерская продукция сегодня весьма востребована ретейлом, что подтверждали представители сетевой розницы. Доля агропродукции составляет примерно 80%, сообщил руководитель по внешним коммуникациям и связям с госорганами Центрального округа крупной торговой сети Алексей Некрасов. «Растет спрос на дополнительный ассортимент, — отмечает он. — Крупные холдинги не так гибки, как небольшие хозяйства. Они не могут быстро перестроиться под спрос. Здесь — ниша фермеров».

Для тех, кто еще не дорос до сети, в том числе из-за высокой себестоимости, придумали «фермерские островки» — надежный путь в супермаркет

Аграрии тоже не скрывали интереса к сотрудничеству с федеральной розницей. Как отметил курский фермер Кирилл Сорокин, крупные компании используют западные технологии, а это не всегда экологично. «Надо возвращаться к натуральным продуктам», — призывает Сорокин. Но их себестоимость выходит заметно выше. Если продавать через торговые сети с соответствующей наценкой, то продукты получаются откровенно дорогими. А это потеря покупателя.

Да и строгие требования ретейла небольшое сельское предприятие самостоятельно выполнить зачастую не в состоянии. К примеру, еженедельный объем поставок должен быть не меньше 10 тонн в неделю, плюс упаковка и прочие сложности. Требования к продукции «ФРЕШ»: объем поставок от 50 килограммов в неделю, регистрация продукции в системе «Меркурий», для молочной продукции — маркировка «Честный знак». Еще нужен штрихкод для готовых продуктов.

«Вот для тех, кто еще «не дорос» до сети, в том числе из-за высокой себестоимости, и придумали «Фермерские островки», — рассказала руководитель дирекции по развитию сельхозкооперации Корпорации малого и среднего предпринимательства Елена Дубинчук. — Выбираем подходящую локацию, договариваемся о площади в 20-30 квадратных метров, подбираем поставщиков. Сегодня более 450 сельхозпроизводителей на постоянной основе продают там свою продукцию. Это поможет фермеру протестировать свой продукт, изучить строгие требования сетей, почувствовать покупателя, чтобы потом развиться в полноценного поставщика».

«Фермерский островок» (это магазин в магазине) формально не относится к самому супермаркету. Поэтому поставщики не скованы жесткими договорами торговой сети. Но экологичная продукция фермера все-таки попадает на полки федеральных сетей.

На запуск этих «островков» Корпорация МСП готова давать кредиты под 9% на три года без залога. Есть и операторы, готовые объединять малых производителей на своей территории. Агрегаторами, как правило, выступают крупные сельхозпредприятия, имеющие собственные системы хранения и обработки продукции, а также сельхозкооперативы. По сути, агрегатор — та же заготконтора.

В Тульской области, к примеру, уже 30 фермеров участвуют в проекте «Фермерский островок», поставляя молочную и мясную продукцию, яйца.

В Липецкой области «островки» есть в 43 магазинах еще одной торговой сети, у агрегатора уже 70 контрагентов. Ассортимент востребованный — фрукты, овощи, молочная продукция, колбаса, сало, котлеты. В Псковской области в систему агрегатора вошли 30 предпринимателей.   Источник: Российская Газета