Виноватыми оказались не русские

Финнам стало совсем плохо, обида на соседа прошла, но уже слишком поздно

Из процветающей страны, которая возглавляла всякие рейтинги по ощущению счастья и комфортной жизни, Финляндия вернулась к состоянию из поэмы Пушкина. Это которое «приют убогого чухонца». Причем так рассуждают сами финны, которые все еще не могут понять, как же быстро все произошло. Причины-то обнищания страны они прекрасно знают, но озвучивать стыдно, хотя люди вроде дипломата Петера Иискола уже перестали стесняться и в интервью СМИ рубят правду-матку.

Ныне в Суоми рекордная для нее безработица, порядка 11%. Компании банкротятся, тысячи людей оказываются на улице, а ничего нового не создается и не открывается. Никакой вменяемый бизнесмен не станет этим заниматься, если правительство задрало НДС до 25,5%, и обещает повышать. Финляндия вплоть до 2022 года считалась развитой промышленной страной, но с тех пор она лишилась уже 7% в этом секторе. Самый худший результат за полвека, который еще недавно был немыслим.

Петер Иискола

Те финны, у кого работа пока есть, тоже в большой печали. Потому что с них снимают 31% в виде налогов, которые также будут увеличиваться. Зарплаты становятся ниже, во многих отраслях, цены же на все растут постоянно. На некоторые товары ценники в 250 раз выше, чем в среднем в Европе – как люди могут позволить себе покупать базовые вещи? Финские власти открыто говорят, что их сейчас это не волнует, потому что есть проблемы более важные. Например, госдолг.

Финляндия имеет дыру в бюджете в размере 12,9 млрд евро. И к ней государственный долг в 72% от ВВП, который оптимистично называют «еще не самым большим» в ЕС (спасибо грекам, чей госдолг переваливает за сотню %). Прекрасное утешение, которое должно помочь финнам смириться с новыми планами властей набрать еще долгов, дефицит бюджета устранять. Как отдавать будут – никого не заботит, лишь бы сейчас все не рухнуло. Как сетует Иискола, фактически финской экономики больше не существует, одни обломки от нее.

В прошлые годы достаточно было бы продержаться полгода, а там начнется туристический сезон и россияне привезут много-много денег. По сути, вся экономика страны базировалось на туризме и промышленности, причем продукция финских заводов также в своей массе шла в Россию. Однако когда в Хельсинки пошли на поводу у США и ЕС, и присоединились к антироссийским санкциям, все сломалось. У финских властей был выбор, и понимание неизбежной катастрофы тоже было, но политические мотивы перевесили здравый смысл. Теперь ни туристов, ни рынка сбыта для своих товаров.

Если крупные экономики, вроде немецкой, даже после всех санкционных потерь еще как-то держатся, то для маленькой Финляндии уже де-факто все кончено. Это понятно по настроениям населения, которое прекрасно осознает, что виновата в происходящем вовсе не Россия. Где, на минуточку, рост экономики 4%! Проблема в санкциях и финской политике, а это значит, что в ближайшее время ничего не изменится. А раз так, то и надежду питать глупо, надо собирать вещи и уезжать из страны. Поэтому к тому дню, когда политики наконец-то одумаются, в стране просто не останется рабочих рук.

При этом обязательства с Финляндии евробюрократия не снимала, она делает немалые отчисления в общий котел ЕС. Раньше это было почетно, предметом гордости за свое богатое государство. Сейчас – огромная обуза, с которой неизвестно как можно справиться. Финские финансовые эксперты не исключают, что страна вскоре столкнется с перспективой банкротства, что станет последним гвоздем в гроб Суоми. Ведь там понимают, что даже отмена всех ограничений не вернет добрососедских отношений с Россией. Что русские, которые раньше видели в финнах только нейтральных и позитивных соседей, не будут спешить прощать им русофобскую политику и нанесенный вред. А больше помощи ждать и неоткуда, и уж точно её не будет от США. Хотя, как сказать – НАТО может начать набор рекрутов, а им хотя бы питание и проживание в казармах положено.

ИСТОЧНИК