Буллинг (другое название — моббинг) означает травлю кого-то одного остальными членами коллектива. Явление, к сожалению, весьма распространенное в школах и оказывающее пагубное воздействие на формирующуюся психику жертв, детей и подростков. Вплоть до развития психических и иных заболеваний с проявлениями в течение всей последующей жизни. Самым опасным результатом школьного буллинга может стать суицидная попытка. Поэтому к проблеме надо отнестись предельно серьезно, предварительно изучив ее истоки.
Существование буллинга до новейшей истории
Родиной этого явления стала древняя Спарта две с половиной тысячи лет назад: именно там впервые в мировой истории появились детские и подростковые закрытые коллективы, куда мальчиков забирали из семьи в 7 лет. Условия там были концлагерные, а отношение воспитателей к буллингу было своеобразное: одного мальчика они жестоко высекли за то, что другие его обижали. Смысл наказания был в том, что он не должен был давать себя обижать, ведь все воспитание в этих школах было направлено на формирование выживаемости. Воспитатели часто намеренно стравливали существовавших впроголодь воспитанников между собой и принуждали их воровать друг у друга еду, а потом за это же нещадно секли. Такой вот антипод советской пионерии.
В новой истории наибольшее распространение закрытые коллективы получили в Англии: через них проходили практически все отпрыски аристократических семейств, да и не только. Естественно, буллинг там расцветал пышным цветом. О нем упомянул и британский писатель-классик Уильям Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия» — в главе о детстве некоторых героев на стыке XVIII и XIX веков. У Оноре Бальзака в сборнике «Философские этюды» есть небольшая повесть «Луи Ламбер», где много внимания уделено буллингу во французской закрытой школе-интернате. Наконец, русский писатель Николай Помяловский в 1963 году опубликовал свой сборник «Очерки бурсы» — на ту же тему.
Фильм, снятый в 1983 году, впечатлил весь СССР
Автор — Ролан Быков. В главной роли — юное (на тот момент) наследственное пополнение Высокой Касты Небожителей. Кино посвящено судьбе девочки, ставшей жертвой издевательств со стороны остального класса. В фильме две части.
Тут я позволю себе сделать небольшое отступление от темы. Это не просто фильм о школьном буллинге, лично я вижу в нем в первую очередь тему смены эпох. О том, что благостные добродушные семидесятые со всеобщим мнением, что места под солнцем хватит всем и каждому, сменились началом жестких восьмидесятых, когда вроде бы СССР и социализм все еще выглядят незыблемыми, а общественный настрой уже иной: что всем под одним солнцем стало как-то уже тесновато. А искусство — лучший барометр смены эпох, особенно с мягкой на жесткую. Если снимается мелодрама — то уже не «По семейным обстоятельствам», а «Вокзал для двоих». Если на магнитофоне играет музыка — то уже не ВИА «Самоцветы», а «Машина времени».
После этого исторического экскурса переходим к главному: что же делать родителям?
Если ребенок стал беспокойным, подавленным, сон и аппетит нарушены, успеваемость упала, насчет происходящего в школе отмалчивается или отвечает односложно, то родителям необходимо в качестве одной из вероятных причин допустить наличие буллинга в его отношении со стороны одноклассников. Но по собственной инициативе ребенок рассказывать об издевательствах не станет. Ему слишком тяжело признаться даже самым близким людям — родителям — что его сломали и подвергают унижениям. Также он подсознательно опасается, что их вмешательство усугубит ситуацию. Следует найти любые способы узнать правду, возможно — окольными путями, попросив кого-то из родителей одноклассников как бы невзначай задать вопрос уже их детям. Если факт буллинга стал очевиден, надо немедленно начинать действовать. Каждый день, проведенный в школе, наносит психическому здоровью ребенка немалый ущерб, а могут возникнуть и худшие последствия. Надо понимать: очень вероятно, что буллинг может оказаться не на неделю, не на месяц, а на годы.
И вот мы подошли к главному — что делать?
Вариант №1. Бить тревогу и бомбить письмами все инстанции. Если речь идет о девочке.
Обращение родителей на имя директора школы должно быть письменным и с распиской о его принятии на втором экземпляре. И продублировано обращением в интернете в максимальное количество инстанций: в комитет по образованию районный, комитет по образованию правительства региона (или региональное министерство), министерство образования РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, а также в МВД (по аналогичной вертикали) и в прокуратуру (тоже по аналогичной вертикали). Потому что администрация школы, которая заинтересована в сокрытии наличия буллинга (чтобы не выносить сор из избы), после огромного количества запросов и неизбежной проверки поймет, что вы шутки шутить не собираетесь и пойдете в этой ситуации до конца. И вы обязательно должны располагать фактами, доказывающими буллинг: видео, которые буллеры почти всегда выкладывают в сеть на своих страницах (ради этого все и затевается) и его СКАНЫ (потому что видео могут удалить в любой момент). А еще есть программы, позволяющие скачать видео. Тогда их удаление буллерам уже не поможет.
Важно! С той минуты, как вы узнали о буллинге, ваша девочка не должна более переступать порог школы и не оказываться среди буллеров ни на день, ни на час. Прикройте ее медицинской справкой, и пусть пока учится дома, даже несколько месяцев — пока разбирательство не завершится каким-то результатом.
Пока она дома, уделяйте ей как можно больше внимания, поменьше оставляйте одну. И она обязательно должна пройти обследования у самых разных врачей-специалистов. Дело в том, что гормональный фон созревающего женского организма невероятно чувствителен к стрессам. И существует опасность уже не психических нарушений, а самой настоящей органики.
Приведу пример. Повесть уже упомянутого Оноре Бальзака «Пьеретта» (1839) из серии «Сцены провинциальной жизни» основана на реальных событиях. Сюжет книги таков: в небольшом провинциальном городе 14-летняя девочка-сирота длительное время подвергалась издевательствам, правда, со стороны не других детей, а взрослых — в приемной семье, главой которой был Рогрон, самый влиятельный в городе человек, глава местных либералов.
Результатом истязаний стало развитие у девочки абсцесса головного мозга, от которого она умерла. Понятно, что причиной болезни стали гормональные и иммунные нарушения, вызванные постоянным стрессом. Судебное разбирательство никак не повредило Рогрону и его семье: все решили его деньги и поддержка его единомышленников-либералов, среди них был и судья Дефондриль, последний назвал попытки привлечь Рогрона к ответу «происками» консерваторов.
Но вернемся к нашей теме — школьному буллингу.
Недостатки.
В ряде случаев действия энергичные действия родителей, сумевших добиться разбирательства фактов буллинга могут лишь внешне и на время заморозить ситуацию, но не устранить ее, а к поводам для травли девочки добавится новый (посмотрите фильм «Чучело»). Детский коллектив кое в чем живет по тюремным «понятиям» и может оказаться нетерпимым к попытке вмешательства в дело взрослых (педагогов и прочих). В этом случае, буллинг может сохраниться, лишь приняв менее видимые со стороны формы, но не менее изощренные. (Педагогический состав проконтролировать каждую минуту внутренней жизни ученической среды не сможет. Нет у него такой физической возможности. Разве что видеокамеры в школе расставить через каждые пять метров, включая туалеты).
Если все пойдет именно так, усилия оказались напрасными и придется включать вариант №3 (о нем в самом низу).
Вариант №2. Если речь идет о мальчике, научите его давать отпор.
Не нужно объяснять, что жертвой буллинга всегда становится ребенок-пацифист: его травля выглядит для ее участников безопасной. Значит, нет для родителей иного выхода, чем срочно (в экстренном порядке!) переформатировать мальчика с сторону от пацифизма и убедить его разорвать порочную цепочку — научить его защищать себя. Я думаю, отец сумеет правильно проинструктировать мальчика — попросту говоря, научить драться. Но тут важна не только подробная пошаговая инструкция по порядку действий и их выполнению (отработка ударов, спарринг с отцом), но и изменение психологического статуса ребенка: от страха — к ярости. Да, для этого нужно с ним поработать, объяснив (правильнее другое слово — внушив), что в данной ситуации перед ним не школьные товарищи, а враги, которых он имеет право и обязан ненавидеть, и должен отыграть решительными действиями эту ненависть в первую очередь на их лидере (инициаторе травли), который всегда имеется, причем виден на поверхности. Никаких правил быть не должно, ведь в детской драке верх возьмет тот, у кого присутствует ярость и ненависть настолько, что он готов пустить в ход и ноги, и зубы, и подручные предметы. Не побоюсь этой формулировки — он должен научиться «включать зверя». Ведь, возможно, придется сражаться против нескольких. Отец должен сделать все, чтобы внушить ребенку понимание, что лучше быть избитым, чем системно унижаемым. Нанесение вашим ребенком врагу травм не влечет за собой уголовной ответственности, если нет 14 лет, а начало школьного буллинга почти всегда приходится на возраст раньше этой даты. Очень важно: надо твердо обещать ему родительскую защиту против санкций учителей, потому что противоположная сторона обязательно выставит его виновником. А для этого у отца обязательно должны быть доказательства факта буллинга: выложенные буллерами в сети видео (повторяю, их немедленно нужно скачать, такие программы существуют) и их сканы.
Мне однажды знакомый юрист рассказал об одном случае, оговорюсь сразу: призываю эти действия не повторять и не нарушать Уголовный Кодекс. А было все так. Отец узнал, что над его ребенком издеваются одноклассники. Он сумел переформатировать сына в сторону от пацифизма, научил драться и включать ярость. Понимая, что в школе наедине со стаей защищаться сыну будет труднее, он пошел хитрым путем. Вместе с сыном они подстерегли главаря буллеров где-то за пределами школы, сын атаковал его и избил, а отец, оставаясь незамеченным, со стороны наблюдал и контролировал ситуацию, чтобы вовремя появиться и прекратить драку (разняв дерущихся), если в ней что-то пойдет не так. Но все пошло «так». Сын взял верх потому, что напал неожиданно, без прелюдий и объяснений, был предварительно настроен отцом психологически и знал, что благодаря контролю ситуации со стороны отца он подстрахован и ничем не рискует. Затем также был подстережен другой буллер, потом еще один. Все это время сын в школу не ходил, а отец взял на работе отпуск за свой счет. Пока противоположная сторона (родители буллеров) не забила тревогу. Начались разбирательства в школе и полиции. Но отец был к ним подготовлен: располагал сканами видео буллинга. К тому же, сыну не было 14 лет, уголовная ответственность ему не грозила. Все закончилось отказом сторон от взаимных претензий. В школе потом бывшие обидчики к сыну боялись подойти даже близко. Но если бы он случайно проговорился о роли отца, мужик мог бы присесть года на два, потому что в УК существуют такие термины, как «организатор» и «подстрекатель». Поэтому еще раз: призываю эти действия не повторять и не нарушать Уголовный Кодекс.
Конечно, воспитывать мальчика надо добрым (лишь тогда у него будет счастливая жизнь и в будущем нормальная семья), но не пацифистом. В необходимых ситуация он должен уметь становиться злым. Ему еще страну защищать…
Недостатки
Если в мальчике пацифизм успел сильно укорениться, он может быть неспособен преодолеть свою нерешительность и перешагнуть через этот пресловутый пацифизм (вы это поймете сразу). Либо его физическая подготовка изначально совсем уже нулевая. В обоих случаях, это ваш, отцы, косяк. Следует заметить, что многие мальчики живут в неполной семье, где только мать. Но тут мать просто обязана привлекать к воспитанию своего бывшего мужа — отца ребенка. Либо человека, с которым она встречается, потому что в жизни женщины мужчина должен присутствовать независимо от того, замужем она или нет. Если «визитный друг» одинокой матери при ее просьбах уклоняется от посильной мужской помощи в воспитании ее малолетнего сына, то он ненадежен, и пошел бы вон такой самец-трахальщик , не выдержавший «проверки на вшивость».
Итак, если варианты №1 и №2 вам не подходят, остается вариант №3 — гарантированное и универсальное решение проблемы, а именно — перевод ребенка в другую школу с неагрессивной и комфортной для него средой.
На вопрос «когда» отвечаю — немедленно. С того момента, как вы окончательно убедились в наличии буллинга, ребенок не должен больше ни разу переступать порог этой школы, потому что не известно, что принесет ему каждый новый день. Прекращайте его занятия, прикройте его медсправкой (знания потом наверстает, пусть даже пропустит полгода и учится дома) и экстренно займитесь его переводом в другую школу.
О ней надо узнать все, чтобы не поменять шило на мыло. Если «обычная» школа вызывает у вас хоть немного сомнений, договаривайтесь с «необычной» — такой, где в результате отбора посредством тестирования создается неагрессивная среда. Например, ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ.
Туда отбор путем тестирования довольно жесткий. Буллеров там быть не может, потому что с ходу отсеивают гиперактивных детей, а все буллеры как раз из этой категории. Де-факто есть даже незаявленный фейс-контроль: если что-то не с первого взгляда не понравится в ребенке или родителях, последует отказ без объяснения причин.
Только ребенку надо заранее объяснить, что в чужом «монастыре» надо привыкать и к чужому «уставу». Что, например, 8 марта — это обычный учебный день и никто никого ни с чем не поздравляет, потому что там это не праздник по случаю дня рождения Клары Цеткин, а трагическая дата церковного календаря — день усечения головы Иоанна Крестителя. На мат там строжайшее табу, и даже о нематерных ругательствах типа «ж-па» и «г-нюк» надо напрочь забыть. Там очень многое — другое, к чему ребенку придется привыкать.
Конечно, речь не только о православной гимназии, все зависит от того, к какой нации и конфессии вы относитесь. Есть аналогичные учебные заведения мусульманские, буддийские и иудейские.
Есть и просто школы не с религией, а с какой-то другой спецификой — углубленным изучением чего-то там.
Но, как вы уже догадались, все они — платные. Поэтому расставьте для себя приоритеты, что вам важнее: здоровье и комфортная и качественная учеба ребенка или какие-то другие предметы расходов.
И последнее. Как предотвратить буллинг изначально? Не выделяться из среды!
Итак, ему 7 лет. Не отдавайте ребенка в школу, не узнав о ней всего. Даже о национальном составе (если там преобладание детей мигрантов — такую школу на фиг!) Еще до поступления ребенка в первый класс поставьте себе и ему задачу: чтобы он ничем не выделялся из остальной среды. Ни прической, ни одеждой, ни поведением. У него ни в коем случае не должен быть самый навороченный в классе смартфон, но если у него единственного в классе нет мобильника — это тоже не есть хорошо. Если на перерывах между уроками все смотрят тикток, а его интересует классическая живопись — пусть все равно делает вид, что тоже смотрит тикток и это ему очень нравится, а самообразованием займется в свободное от учебы время. Если все ругаются матом, а ему это делать неприятно — пусть себя пересилит и делает то же, что и все. Если классными заводилами организуется небольшое коллективное нарушение школьной дисциплины, на которое подписываются все остальные — увы, и тут оставаться белой вороной нежелательно. Также пусть участвует во всеобщих развлечениях (в рамках соблюдения правопорядка на улицах и в общественных местах), какими бы дебильными они ему ни казались. Но за исключением школьного буллинга, издевательств над животными, троллинга учителей или пожилых людей. Четко обозначьте для него эти «красные линии». Его участие во всем перечисленном должно вами своевременно выявляться и пресекаться самыми жесткими наказаниями, чтобы в вашей приличной семье ненароком не вырастить мразь. Какими? Это уже вам решать. Вообще-то, в давние времена лучшим домашним воспитателем, педагогом, а по совместительству психологом и психотерапевтом был донской или кубанский казак.
Приглашаю в свой «кинозал» — посмотреть несколько трейлеров фильмов на тему школьного буллинга (с аннотациями), любой из этих фильмов легко находится через поиск — https://www.litprichal.ru/work/558304/