Почему страны Европы так неохотно платят 2% в бюджет НАТО. Это же — копейки

Бытует мнение, что Владимир Путин пошел на замену министра обороны в связи с недовольством в армии. И идет это еще со времен Евгения Пригожина. Пригожин, мол, вскрыл все проблемы, и армия, даже сейчас, и даже без Пригожина, морально — с ним, а не с Министерством обороны. Но Путин, конечно, ничего под давлением не делает.Даже если надо. Принципиально.

Вот время прошло, «марш справедливости» подзабылся, и повод хороший — замена Кабинета министров.

Что ж, такая версия видится вполне правдоподобной, но я все же склонен видеть иной главный повод. Путин не то чтобы испугался — нет, он вообще человек без страха, о чем было записано в его деле во время работы в КГБ — но очень серьезно насторожился по поводу того, насколько подскочили траты военного бюджета в рамках страны.

Да Президент и сам говорил следующее:

«Новым Министром обороны назначен Белоусов Андрей Рэмович. Связано это не в последнюю очередь с тем, что расходы на военную составляющую растут. Напомню, что в середине 1980-х годов совокупные расходы Советского Союза на оборону и безопасность составляли примерно 13 процентов. В 2024 году, в текущем году, у нас совокупные расходы на оборону и безопасность составят примерно 8,7 процента. Может быть, будет чуть-чуть больше. Примерно – 8,7 процента. Это, конечно, не 13 процентов, как было в Советском Союзе, но всё-таки уже солидная величина, это большой ресурс, и мы обязаны распорядиться им очень рачительно и эффективно».

Чуть-чуть больше — это уже к 9% (в этом году было — 7%). И — 13% у СССР, которые к концу 80-х убили экономику страну. 9 и 13%, цифры все ближе и ближе, и это не может не пугать.

А что такое 9% от ВВП? Это же не 9% от годового бюджета страны. Далеко не 9.

Здесь самое время привести как раз пример с НАТО.

Вот в самом деле, американцы не 30 же процентов просят заплатить все западные страны Альянса. Всего 2%… Сами посчитайте, сколько это – 2% от вашей зарплаты. Ну,, например, от 40 тысяч руб это всего 800 руб. Абсолютно вменяемая сумма. Особенно учитывая, что это плата за безопасность.

И в этом как раз весь фокус — считать военные расходы в процентах от ВВП. Не от дохода, не от бюджета государства, а именно от ВВП.

А что такое ВВП? Это стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за год, то есть цифра максимально крупная и, при этом, ни о чем особо не говорящая.

Например, вы владеете магазином и каждый месяц продаете товаров на 1 миллион рублей – это ваш оборот. ВВП, грубо говоря. Но чистая прибыль у вас ведь не 1 миллион. Прибыль, допустим, 100 тысяч, то есть в 10 раз меньше, чем оборот магазина.

И вот теперь представьте, что вас просят ДОПОЛНИТЕЛЬНО платить 2% налога от вашего оборота (ВВП). Вроде немного – каких-то 20 тысяч рублей с миллиона. Но это — аж 20% от вашей прибыли. То есть, вам надо урезать свой личный бюджет на 20%, чтобы выплатить этот дополнительный налог в 2% от оборота (ВВП).

И что происходит, когда Трамп вдруг начинает говорить о 3%?! Это уже 30% от всей вашего годового бюджета, приведенного в этом примере (конечно, цифры прибыли могут быть разные).

Польша, кстати, уже увеличила свой военный бюджет, и в этом 2024 году он составит аж 4% от ВВП.  Президент Польши Анджей Дуда даже заявил два месяца назад, что страны НАТО должны увеличить свои расходы до 3% от ВВП. Как раз после того, как съездил к Трампу в США.

Ну, а теперь рассмотрим это на примере двух самых серьезных стран Европы и НАТО.

Германия

ВВП– 3,9 триллиона долларов.

Расходы на оборону – порядка 60 млрд долларов или  1,5%

Годовой бюджет Германии – 500 млрд долларов.

Таким образом расходы на оборону – это хоть и 1,5% от ВВП Германии, но зато целых 12% от бюджета страны. Цифра уже немаленькая. НО!

Германия должна платить за оборону 2% от ВВП, а Трамп и Дуда требуют 3%!

3% от ВВП Германии – это 117 млрд долларов или 23% бюджета!

Если бы жителям Германии сказали, что им нужно платить в НАТО не какие-то там 3% от ВВП, а почти четверть от всех их расходов – настроения там были бы иные… Хотя, они там и так не радостные. Особенно фермеры.

Сегодня министерство сельского хозяйства Германии получает лишь 1,5% от бюджета. Что будет, если Германия вместо 12% бюджета будет отдавать на оборону 23%?

Очень просто: все остальные министерства придется сильно поужать. И сельское хозяйство, и образование, и медицину…

Прощайте сытые социальные гарантии немецкого государства. Да здравствует милитаризованная жизнь впроголодь! Ради чего? Зачем? Кто объяснит это немцам?

Теперь возьмем Макрона и его Францию.

ВВП – 2,7 трлн долларов

На оборону они тратят 56 млрд или 2% от ВВП

Бюджет Франции – 340 млрд. То есть на оборону они тратят 16% своего бюджета. Уже прямо сейчас.

3% от ВВП Франции — это 81 млрд или 24% от всех расходов Франции.

Французские фермеры тоже будут очень не рады!..

Вот поэтому нам срочно и понадобился Белоусов…

Бочкарев Александр