Как справляться с произволом западных интернет-гигантов? Опыт Китая

Автор: Александр Малькевич

Сегодня я хочу поговорить на свою любимую тему: о произволе западных интернет-гигантов. О том, как они «хулиганят» — и не только в отношении нашей страны.

Например, с Китаем у них тоже есть свои «терки». Но исход зачастую другой.

Ввиду различных стереотипов мы часто недооцениваем потенциал этой страны. Между тем десятки крупнейших компаний мира были вынуждены извиняться перед Китаем и менять свой продукт в соответствии с требованиями местных властей.

Разберем на конкретных примерах.

С июня в Гонконге проходят антиправительственные демонстрации. Манифестанты, в частности, требовали отмены поправок к закону об экстрадиции. На фоне «народного бунта» многие IT-гиганты попытались заработать.

Так, 4 октября Apple одобрила приложение HKmap, которое отмечает новые сообщения о столкновениях на карте, что позволяет протестующим избегать полиции. На следующий день оно появилось в App Store и стало самым популярным в категории «Путешествия» в Гонконге. Официальное издание Коммунистической партии Китая — газета «Жэньмин жибао» — осудило Apple, назвав приложение «токсичным», а также раскритиковала компанию за то, что в Apple Music появилась песня Glory to Hong Kong — неофициальный гимн, который поют участники акций протеста.

В итоге Apple… удалила приложение, объяснив свое решение тем, что HKmap.live создавало угрозу для правоохранительных органов и жителей Гонконга. В ходе проверки, проведенной Управлением кибербезопасности и технологических преступлений Гонконга (CSTCB), выяснилось, что сервис использовался, чтобы «устраивать засады на полицейских, а также преследовать жителей в районах, где нет правоохранительных органов», — говорится в сообщении компании.

В этот же день вслед за корпорацией Apple Google удалил из магазина Google Play приложение The Revolution of Our Times («Революция нашего времени»), позволявшее пользователям играть от лица протестующих в Гонконге. Журналисты Wall Street Journal рассказали, что в редакцию попали документы, свидетельствующие о том, что компания удалила приложение по запросу гонконгской полиции. Представитель Google, в свою очередь, заявил, что в корпорации принята политика, согласно которой разработчикам запрещается зарабатывать на серьезных конфликтах и трагедиях посредством создания игр, основанных на подобных событиях.

Большой скандал разгорелся из-за твита Дэрила Мори, генерального менеджера клуба «Хьюстон Рокетс», входящего в Национальную баскетбольную ассоциацию (NBA). Он поддержал протестующих в Гонконге следующим постом: «Сражайся за свободу. Будь вместе с Гонконгом». Мори удалил твит, когда его заметили и раскритиковали китайские поклонники. Владелец «Хьюстон Рокетс» Тильман Фертитт пояснил, что запись отражала личную позицию генерального менеджера, а не всего клуба. Извинения принес и виновник конфликта, однако его слова не убедили ни простых болельщиков, ни баскетбольных функционеров Поднебесной.

Китайские спонсоры и Китайская баскетбольная ассоциация сразу же объявили о прекращении сотрудничества с этим клубом. Так, шанхайский банк SPDB, бренд спортивной обуви Li-Ning, компания Jiayin Group приостановили контракты с «Хьюстон Рокетс», а телекоммуникационный гигант Tencent заявил о прекращении вещания игр американского клуба в этом сезоне. Nike убрала атрибутику клуба из китайской версии своего онлайн-магазина. Также был отменен выставочный матч фарм-клубов «Рокетс» и «Даллас Маверикс», который должен был состояться в октябре на территории КНР.

Медиакорпорация Китая назвала высказывание Мори «вызовом национальному суверенитету и социальной стабильности», а входящий в нее крупный государственный телеканал CCTV намерен приостановить показ всех предсезонных встреч команд NBA. Компания Tencent Holdings, которая обладает эксклюзивными правами на показ матчей NBA в КНР, уже отказалась от трансляций — ее аудитория достигает 490 миллионов зрителей. Очевидно, это приведет к невероятным потерям на рекламе.

Похожая ситуация произошла с профессиональный игроком киберспорстменом Blitzchung, который выиграл турнир по Hearthstone и в постигровом интервью выразил поддержку протестующим в Гонконге. Он был разом лишен всех призовых денег и доступа к игре на год. Даже комментаторы, бравшие у него интервью, были уволены. Ситуация обернулась крупным скандалом для компании — игроки начали массово заявлять об отказе от продуктов компании и отменять предзаказы игр.

В августе этого года французский дом Givenchy принес извинения в китайской соцсети Weibo за серию футболок, надписи на которых обозначали Гонконг и Тайвань как независимые государства.

За несколько дней до этого извиняться пришлось итальянскому модному дому Versace. На футболках под брендом Versace в качестве независимых территорий были обозначены Гонконг и Макао. На фоне скандала разорвала свои отношения с брендом его амбассадор — китайская актриса Ян Ми. Она заявила, что создаваемая Versace одежда наносит ущерб суверенитету страны, который «священен и неприкосновенен».

В конце июня подобные проблемы возникли и у производителя обуви Nike: компании даже пришлось приостановить продажу некоторых моделей своих кроссовок в Китае. Волну возмущения китайцев породил сотрудничающий с компанией японский модельер Дзюн Такахаси, когда высказался в «Инстаграме» в поддержку протестов в Гонконге. Тогда Nike не только извинился, но и отозвал из продажи в КНР кроссовки, модели которых созданы при участии Такахаси.

В прошлом году производитель автомобилей Mercedes-Benz дважды извинялся перед покупателями в Китае за то, что в одном из его постов в соцсетях появилась цитата Далай-ламы, которого китайские власти считают сепаратистом.

Хочется задать мой традиционный вопрос: Китай смог добиться уважения от самых разных мировых брендов, раз за разом «нагибая» их; что же тогда должно случиться еще с нами и у нас, чтобы наконец открылись глаза и в России? Чтобы мы начали реагировать на те оскорбительные и непозволительные вещи в отношении нашей страны со стороны Запада — и, если не законами, то рублем/долларом/евро принудили бы их к миру?..