Россия оказалась в шаге от введения этих новых драконовских штрафов, однако сами водители, а также автомобильные эксперты выступили резко против. Их тоже можно понять: на дорогах притаились десятки тысяч камер фиксации нарушений. Подчас эти камеры расположены в неочевидных местах, всё ещё высок процент ошибочных штрафов, а кроме этого, камеры бывают расположены там, где не нарушить ПДД почти невозможно или водителя вынуждают к этому. Так в нашей стране начались новые споры о необходимости повышения штрафов, что уже привело к вмешательству на самом верху. Какими же могут быть новые штрафы, как и за что будут наказывать водителей?
Об ожидаемом масштабном увеличении штрафов за нарушение ПДД уже говорят все водители в России. Шутка ли, когда за превышение в 20-40 км/ч придётся платить не 500 рублей (250 со скидкой), а уже 3000? За превышение в 40-60 км/ч наказание должно было вырасти до 4000 рублей.
Началось всё с того, что Минюст России 30 января опубликовал проект нового КоАП, в котором было предусмотрено тотальное увеличение штрафов за нарушение ПДД. После появления первой критики министерство открестилось от этого проекта и заявило, что вообще-то это была идея МВД. В Минюсте также добавили, что МВД и ранее предлагало внести такие поправки в действующий КоАП. Цель заявлена самая благородная — снижение смертности на российских дорогах.
Водители ожидаемо выступили против новых суровых штрафов. Действительно, можно с уверенностью сказать, что благодаря новому КоАП собираемость штрафов выросла бы в разы, а вот снизилась бы смертность — пока большой вопрос. Ведь не секрет, что даже осторожные и прилежные водители время от времени получают штрафы.
Как говорят эксперты, это происходит из-за неумышленного нарушения, либо водителя к нему вынуждает дорожная ситуация, либо камера нарочно оказывается расположена в месте с высоким риском это нарушение совершить. Кроме этого, до сих пор продолжаются споры о корректности работы камер фиксации, которые иной раз «штрафуют» тень автомобиля или дублируют штрафы.
Ясность в ситуацию с проектом КоАП внёс премьер-министр Михаил Мишустин, который раскритиковал этот документ и назвал предлагаемые новые штрафы «непосильными». После этой реакции сверху последовала и реакция Минюста. Замглавы министра юстиции Денис Новак согласился с критикой и отметил, что тотальное увеличение штрафов «не отвечает запросам общества». Таким образом, мы можем констатировать, что в предлагаемом виде новых штрафов уже точно не будет. Но, очевидно, будут другие. Какие?
Каждый ответит за себя сам
Стало очевидно, что возмущённую новыми предложениями общественность необходимо как-то успокоить. В Минюсте твёрдо пообещали: поправки будут пересмотрены. В четверг, 27 февраля, завершились общественные слушания по проекту КоАП. Также стало известно, что министерство попросило правительство сдвинуть на два месяца сроки внесения проекта в кабмин — с марта на май.
Применительно к штрафам за нарушение ПДД, согласно одному из звучащих сейчас предложений, планируется ввести индивидуальную систему штрафов. Предложение это внёс Общероссийский народный фронт совместно с представителями «Синих ведёрок», независимыми юристами, сотрудниками ЦОДД и другими экспертами. Как это будет работать?
Предполагается взять на вооружение ту модель, которая применяется сегодня, например, страховыми компаниями, устанавливающими отдельные тарифы для каждого водителя, исходя из его «рисковой модели». Для КоАП разрабатывается 19 параметров движения, учитывающих около 2 тыс. дорожных ситуаций.
Главная мысль состоит в том, что злостный нарушитель, создавший реальную угрозу на дороге, за конкретное нарушение получит существенно больший штраф, чем опытный водитель за тот же проступок на безлюдной дороге и в хорошую погоду.
Координатор общественного движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов, например, заявлял, что существует разница между пересечением сплошной линии разметки опытным водителем на пустой дороге и таким же нарушением со стороны малоопытного лихача на одном из оживлённых городских проспектов, где может произойти очень серьёзное ДТП. Сейчас обоим водителям придут совершенно идентичные штрафы, и это Шкуматов считает несправедливым. Действительно, достаточно вспомнить многочисленные трагические случаи лихачества молодых водителей на спорткарах на Кутузовском проспекте в Москве, где реально гибли люди.
Водителей избавят от штрафов, камерам-ловушкам объявят войну?
Пётр Шкуматов заявил Царьграду, что предлагаемая новая модель будет основана на так называемом риск-ориентированном подходе, который уже сейчас применяется в России в других сферах. Предполагается, что опытный и «безопасный» водитель вообще не будет получать штрафов за нарушения, которые не создают никакой угрозы. В то же время если штрафов будет много, то изменится подход к водителю, и они существенно вырастут.
«Это называется риск-ориентированный подход. Как ни странно, он давным-давно применяется в нашей стране в других областях. Например, там, где много больших юридических лиц. Если участник не нарушает или не сильно нарушает правила, установленные на рынке, то не надо на него тратить время проверяющих и контролирующих органов, которые не резиновые. В то же самое время если на деятельность того или иного лица поступают жалобы, имеются факты нарушений закона, то в этом случае его деятельности уделяется пристальное внимание», — отметил Шкуматов.
По его словам, такой подход уже показал свою абсолютную эффективность, а в случае с дорожным движением он напрашивался уже давно, особенно после сокращения ГИБДД. Шкуматов напомнил, что ГИБДД сократили, что видно по штрафам, которых было выписано порядка 20 млн, и это число с каждым годом уменьшается. Это значит, что контролировать всех водителей ГИБДД не может, но в этом на самом деле нет необходимости.
«Нужно определиться с тем, что является самым нежелательным последствием нарушения правил дорожного движения, определить людей, которые находятся в группе риска, и контролировать этих людей. Предполагается, что нормальные водители вообще перестанут получать штрафы. То есть эти штрафы не просто будут меньше, их вообще не будет, совсем. А водители, которые ведут себя на дороге, ничем себя не ограничивая, будут получать большие и очень большие штрафы», — отметил Шкуматов.
«Хороший» водитель при этом будет получать не штраф, а предупреждение. А люди, которые нарушают постоянно, будут попадать под прогрессивную шкалу, добавил координатор «Синих ведёрок».
«Основная задача — не наказать финансово лихачей и неаккуратных водителей. Задача — не допустить ДТП. Поэтому до того момента, как человек начнёт получать большие наказания, предусмотрены ещё несколько способов воздействия на таких людей. Например, пересдача ПДД. Это не штраф. Просто если человек постоянно нарушает ПДД, то, наверное, он забыл правила. Никаких денег с тебя не хотят, нет. Просто ты приди в ГИБДД и докажи, что ты знаешь ПДД», — рассказал Шкуматов.
Наконец, по словам координатора «Синих ведёрок», введение такого подхода также сделает нерентабельными «камеры-ловушки» частных владельцев.
«У нас значительная часть штрафов выписывается в так называемых дорожных ловушках. Это места с запутанной организацией движения, внезапным изменением скоростного режима. То есть человеку приходит штраф, и он недоумевает. Оказывается, где-то в кустах притаилась камера на 40 км/ч на дороге, где всегда можно было ездить быстрее», — сказал он.
Поэтому инициаторы риск-ориентированного подхода ждут серьёзного противодействия со стороны частных операторов, зарабатывающих на камерах десятки миллиардов рублей. Эти операторы, как ожидает Шкуматов, будут отчаянно лоббировать свои интересы, потому что они «уже подсели на эти денежные потоки».
«Самого большого сопротивления мы ожидаем от Москвы и Московской области, где больше всего частных камер. Москва уже высказала свои претензии. Они хотят продолжать штрафовать дальше, чтобы было больше камер и больше штрафов. Но научные исследования говорят о том, что эффективность камер фото- и видеофиксации в снижении аварийности колеблется от 30 до 50%. И у нас этот порог уже достигнут», — добавил Шкуматов.
В таком виде поправки в КоАП можно только поддержать. Вспомним и инициативу МВД, озвученную затем Минюстом, о простом увеличении штрафов, причём значительном. Очевидно, что эта мера привела бы просто к увеличению собираемости штрафов и обогащению частных операторов камер фиксации, а вот эффекта снижения аварийности не дала бы. Более того, предлагаемый подход, как считают эксперты, снизит нагрузку на ГИБДД и даст людям «спокойно дышать». Добавим, что такие изменения в КоАП могут повысить главный показатель — ответственность водителей за поведение на дороге.