Чтобы прояснить этот вопрос, воспользуемся аллегорией:
В соседних подъездах хрущёвки, гранича друг с другом стенками спален, живут двое соседей: Борщ Кузнецов и Коб Смит. Борщ — бывший алкоголик. Пропил машину и бытовую технику, испортил отношения с друзьями и родственниками, чуть не потерял собственную квартиру и некоторое время даже бомжевал. Сейчас Борщ в завязке: раздал кредиты, снова занялся спортом, купил недорогой автомобиль. Устроился на работу в айти-отдел нефтяной компании и имеет неплохие карьерные перспективы.
Коб больших проблем с алкоголем пока что не имел, хотя последние годы он и прикладывается к бутылке столь часто, что друзья начинают уже намекать ему на последствия. Коб родился в хорошей семье: его прадедушка был грабителем с большой дороги, дедушки-бабушки — честными крестьянами, а родители — умными и работящими предпринимателями. Коб получил престижное образование и встал во главе небольшого семейного бизнеса. Злые языки утверждают, что Коб банкрот, так как должен больше, чем сможет когда-либо заработать, но на публике Коб держится бодрячком, а его роскошный автомобиль вызывает неизменный фурор* на парковках перед ночными клубами.
Спрашивать, почему Коб Смит живёт богаче, чем Борщ Кузнецов, так же странно, как спрашивать, почему средняя зарплата в США выше, чем средняя зарплата в России. У наших стран разная история: в то время, как американцы развивали свою экономику, мы проводили большой натурный эксперимент, по итогам которого получили в 1992 году полностью разорённую страну. Сейчас столы постепенно поворачиваются: Россия быстро восстанавливается, догоняя своих более удачливых западных соседей, а США готовятся повторить смертельные ошибки сразу нескольких империй прошлых веков. Тем не менее жернова истории неторопливы (хотя перемалывают идиотов в труху неотвратимо), поэтому мы ещё не успели обрасти толстым жирком, а Америка ещё не успела окончательно надорвать свой могучий организм. Нескольких десятилетий ожидаемо не хватило, чтобы изменить счёт на табло, формировавшийся на протяжении веков.
Я знаю, существуют другие версии: в США мягче климат, в США менее коррумпированная власть, в США более работящий народ… Как правило, все авторы этих версий оперируют несуразно малыми историческими периодами, начисто игнорируя тот факт, что каких-то 30 лет назад уровень жизни в России и в США отличался в несколько десятков (!) раз. И огромной империи, и даже обычному человеку нужно обычно больше времени, чтобы преодолеть столь значительный разрыв.
Если в 25 лет вы работаете почтальоном, а ваш сосед работает директором завода, с большой долей вероятности ваш сосед будет зарабатывать больше вас и в 55 лет.
Теперь, когда мы рассмотрели главную причину разницы в уровне жизни, можно кратко пройтись и по другим версиям. Идея про «менее коррумпированную власть» в США откровенно смешна каждому, кто хоть вполглаза следит за текущей политикой.
Идея про «работящий народ» заслуживала бы рассмотрения, если бы в США этот народ был. Проблема в том, что в США нет никакого единого народа: сейчас Америка разделена примерно поровну на тех, кто вкалывает на рабочем месте, и на тех, кто в гробу видал любую работу в принципе. В России такого раскола нет: наша рабочая культура по известным причинам отстаёт от американской, но, с другой стороны, у нас нет и такого количества идейных халявщиков, как в США.
Популярная версия про климат, который в России холоднее, не выдерживает элементарной бухгалтерской проверки. Во-первых, я лично видел заводы, которые зимой наслаждаются бесплатным обогревом от работающих станков и печей. Станки и печи не работают с КПД в 100%: оборудование неизбежно греется, и это тепло можно использовать почти бесплатно. Напротив, в жарком американском климате часто приходится тратить огромные суммы на охлаждение воздуха в цехах.
Во-вторых, многим производствам нужна минусовая температура для хранения материалов или для рабочего цикла. Зимой в России можно получить холодный воздух почти бесплатно, просто закачивая его с улицы. В США холодный воздух стоит дорого, на охлаждение горячего уличного воздуха уходит масса энергии.
Наконец, в подавляющем большинстве организаций на зарплату уходит на порядок больше денег, чем на все коммунальные услуги вместе взятые: иногда в 10 раз больше, иногда в 50 раз больше. Разница в зарплатах в 10% с запасом покрывала бы все издержки, которые российские предприятия гипотетически несут из-за более холодного климата. В реальности, как мы знаем, зарплаты в США выше российских отнюдь не на 10%.
Средняя зарплата в США после вычета налогов составляет около 2900 долларов. Если пересчитать в рубли по ППС, с учётом американского уровня цен, получится примерно 120 тысяч рублей на наши деньги. Это более, чем вдвое выше средней зарплаты по России, 50 тысяч рублей. Такая разница в зарплатах компенсирует любые возможные климатические издержки, включая толстые кирпичные стены, капитальный фундамент и всё прочее, что только можно притянуть за уши в защиту климатической версии.
Другой вопрос, что наша культура производства оставляет желать много лучшего: в России большой дефицит хороших организаторов, из-за чего многие предприятия живут в состоянии перманентного бардака. Тем не менее даже этот фактор не так важен по сравнению с главной причиной разницы в уровне жизни между нами и США: стартовыми позициями, с которых мы начали промежуточный этап забега в 1992 году.
* американский автопром давно уже не вызывает никакого фурора. Американские автомобили практически не продаются за пределами США — тупо потому, что они неконкурентоспособны и убоги. Физические объемы производства автомобилей в США за последнее десятилетие упали ВДВОЕ. Уже и тупенькие американцы перестали покупать этот хлам. Отсюда и все эти американские пиар-скандалы с обвинением Тойоты, Фольксвагена и Мерседеса в жульничестве с токсичностью выхлопа и так далее — когда пиндос не может выиграть конкуренцию честно, он обращается к бандитам.
И да — не надо путать фордики, бегающие по улицам Европы и РФ, с американскими машинами. Так называемое «европейское отделение Ford» уже очень давно не имеет никакого отношения к американскому автопрому, это чисто европейская компания, некоторое время назад сменившая прописку из Англии на Германию, да еще и с примесью японских генов. Модели евроФорда в большинстве своём в США даже не продаются — они слишком хороши для дегенератов.
Точно так же не надо путать с американским автопромом корейское Daewoo Auto (DAT) и немецкий Adam Opel AG, которые формально находятся в собственности американцев из GM. Технически в этих машинах нет ничего американского — иначе они были бы такими убогими, что их никто не стал бы покупать в Европе.
Помните историю с производством Крайслера Себринг на заводе ГАЗ? Автомобиль провалился даже в тогдашней России, в общем-то неизбалованной тогда еще изобилием хороших автомобилей. И это при том, что на американском фоне Себринг — весьма удачный аппарат (потому что другие «американцы» еще более ужасны).
Россия (в отличие от США) сейчас производит множество хороших конкурентоспособных автомобилей. Завод BMW в Калининграде считается лучшим заводом баварского концерна с точки зрения качества, его ставят в пример и на него возят работников с других предприятий учиться правильной организации работы. Да — пока что Россия в основном делает автомобили массового, доступного класса — но это автомобили вполне европейского уровня. Не американской мануфактуры «тяп-ляп и побольше хрома». Мы поднимаемся — а они падают.