Вкладываемся куда-то вместо того чтобы эти деньги раздать пенсионерам

Часто встречается мнение, зачем мы строим АЭС в Турции в Аккую. Типа вкладываем более 20 миллиардов в какую то Турцию, вместо того чтобы эти деньги раздать пенсионерам

Пример плача :

Речь идет о фактическом спонсировании турецкой энергетики за счет российских налогоплательщиков на огромные суммы и в течение долгого срока. Вообще, тематику распилов на атомных проектах наш блог отчасти уже затрагивал, поэтому небольшой бэкграунд. Всего до 2025-2027 годов РФ намерена инвестировать в Финляндию, Венгрию, Египет, Турцию, Бангладеш, Китай, Иран и Индию более 100 миллиардов долларов с целью строительства новых АЭС и дополнительных энергоблоков на уже построенных. Сроки окупаемости этих инвестиций планово колеблются от 15 до 20 лет в среднем, то есть, уходят в 40-е годы текущего столетия. В большинстве случаев это будут государственные кредиты, поскольку западные банки такие проекты практически не финансируют (за редким исключением). Проще говоря, путинский режим выведет из страны в ближайшие годы огромные деньги, которые, по большей части, никогда обратно не вернутся.

Соглашение о строительстве четырехблочной АЭС «Аккую» мощностью 4,8 ГВт с использованием российских реакторов ВВЭР-1200 было подписано еще в мае 2010 года. Структура этого проекта (как и почти всех остальных зарубежных проектов «Росатома») выглядит весьма спорно: РесФед строит фактически за свой счет новую атомную электростанцию, которая будет работать по схеме build-own-operate. Правда, АЭС получает от правительства Турции льготы на уплату НДС, избавляется от таможенных пошлин и ряда других налогов. Но даже в этом случае срок ее окупаемости уходит куда-то за 2045 год (то есть, в никуда).

Вплоть до апреля 2018 года проект развивался достаточно медленно. Причинами тут были бюрократические проволочки (например, статус стратегического предприятия Анкара обещала дать еще в августе 2016 года, но произошло это лишь в марте 2018 года), а самое главное — скандалы между РФ и Турцией вокруг «сириянаш» (не будем их перечислять, все в курсе этой увлекательной эпопеи). Тем не менее, это не помешало «Росатому» и его структурам уже потратить от 2 до 3 миллиардов долларов на подготовительные работы на АЭС «Аккую».

Первая сложность возникла в поиске партнеров в самой Турции. Лопоухие евразийские атомщики предполагали разделить с турецкими партнерами бремя финансовых затрат на проект. С этой целью они умно предусмотрели передать им 49% акций компании-оператора «Аккую Нуклеар» с выплатой взноса в ее уставной капитал в размере 2,7 миллиарда долларов. А потом уже и финансировать стройку по этой формуле. Надо ли говорить, что в Турции не нашлось идиотов, которые захотели бы принять участие в этом увлекательном предприятии? Точнее, в 2017 году вроде бы как появился консорциум из трех турецких (довольно стремных) компаний, которые были готовы рассмотреть этот проект, но уже осенью прошлого года турки «соскочили с темы».

В итоге сейчас «Росатом» стоит перед перспективой самостоятельно и ударными темпами до 2023 года вводить в строй АЭС «Аккую». Опаздывать нельзя, ибо Турция будет праздновать 100-летие победы над иностранной агрессией, а договор, как известно, дороже денег. Тем более, что своих денег Анкара не вложит в проект пока ни копейки.

Плакающие люди, причем именно этот человек живет в Чехии, скорее всего на деньги от подобных записей, всегда забывают о том что кроме АЭС в Аккую, в Турции западные партнеры пытаются возвести  АЭС в Синопе. Причем пытались почти за  же 20 миллиардов, и тоже первый блок такой же мощности к 2023 году.
Причем, и АЭС в Синопе не последняя.

В 2013 году стоимость строительства станции в Синопе оценивалась примерно как 2 триллиона иен (18,8 миллиардов долларов по текущему курсу).
Проект реактора ATMEA-1 совместно разрабатывали японская компания MHI и французская группа AREVA. Предполагаемым сроком пуска первого блока АЭС «Синоп» назывался 2023 год. В проекте по сооружению АЭС «Синоп» намереваются принять участие японский торговый дом «Itochu», французская компания «Engie» и турецкая компания «Euas».
Партнёры должны внести 30% стоимости строительства станции, остальные средства предполагается занять у японского банка международного сотрудничества и других финансовых организаций. Как там в опусе Девола было: западные банки такие проекты практически не финансируют (за редким исключением).

Но что то пошло не так (Фукусима) и в марте 2018 года стоимость проекта выросла до 5 триллионов иен (свыше 46,2 миллиарда долларов) Корпорация Itochu в апреле посчитала такие затраты непомерными и решила выйти из консорциума. Остались Mitsubishi Heavy Industries,  французы и турки. На турков ложится половина затрат и теперь их будут уговорить вложить в 23 миллиарда или позвать еще кого то, скорее всего южную корею.
Коварный Росатом почти избавился от конкурентов на пути к мировой монополии.

Спрашивается почему атомные западные фирмы хотят вложить денег в Турцию на тех же услових как Росатом.
А)  половина проекта турецкая сторона
Б) сроки укупаемости в 40-х годах
Но только в России работают лопоухие евразийские атомщики, которые выводят деньги из страны.

30% стоимости капитальных затрат на АЭС составляет оборудование. К примеру стоимость оборудования для Белорусской АЭС оценивалась в $3 млрд из $10. Почти все оборудование кроме 7% в примере Белорусии делают в России. В случае Аккую это $6-7 млрд заказов для российской промышлености. Строительную часть выполняет турецкая сторона на свои деньги, какая то часть специальных строительных материалов, опять же будет из России. Проектирование станции  АО «Атомэнергопроект»  это 5% затрат. Генеральный подрядчик строительства — АО «Атомстройэкспорт» это еще 5% от строительства. Вместе: проект, оборудование, спецстройматериалы, генподряд, это 45- 50% от сметной стоимости. Из которых в России останется 90% Еще 50% проекта —  затраты турецких фирм партнеров Росатома, которые они закопают в землю.
Строительство АЭС в Турции это вложения 45% стоимости атомного проекта в российскую экономику. Причем в инжениринговые услуги, оборудование и во всю цепочку его производства. Ну а после строительства Росатом получает 50% от продаже электричества, а также за расходники, и хранение и переработку довольно ценных ОЯТ.
Именно поэтому «Росатом» при полном одобрении государства ищет заказы по всему миру. Ведь из более 100 миллиардов долларов с целью строительства новых АЭСатит принимающая сторона половина останется в России. А другую половину истратит принимающая сторона. Которая в свою очередь хочет приобщится к высоким технологиям и стать в какой то мере ядерной державой.

Поэтому никого не испугает и нынешняя цена АЭС в Синопе в $46 млрд. Половину суммы получат японская и французская промышленность, а турецким строительным фирмам останется только строительство под началом иностранных прорабов. Впрочем и для турков, использование гигантских количеств цемента, металла, людской силы и техники тоже будет отмечено  ростом ВВП.

Только недалекие люди считают, что путинский режим выводит из страны в ближайшие годы огромные деньги. на 90% эти деньги остаются в стране и превращаются в продукцию высокого передела.

Единственный риск, это траты подготовительных работ на пару миллиардов и нулевой выхлоп в виде отказа от строительства. Хороший пример АЭС в Белене . Там или возврат денег по суду за возмещение затрат, или продолжение строительства.

автор: