DMatrix • Законопроект против шулеров-монополистов

Правительство РФ на днях внесло в Государственную Думу законопроект, призванный положить конец беспределу монополистов сферы услуг, прежде всего – провайдеров сотовой связи и интернета.

В двух словах, некорректное (это мягко говоря) поведение провайдеров заключается в следующем:

1. Договор с клиентом существует в виде оферты, в которой понаписано такое!… В общем, как минимум, там прописано право поставщика услуг в одностороннем порядке менять расценки на услуги, много других прав у поставщика и никаких прав у клиента. Договор обычно спрятан где-то в глубинах официального сайта, если он там вообще есть.

2. Пользуясь юридической неграмотностью большинства клиентов, им всячески навязывается представление о том, что отказаться от предоставления услуг невозможно, можно только, например, «заблокировать на 1 месяц» и прочие приколы. Хотя, в соответствии с нашим законодательством, для отказа от услуг достаточно просто перестать их оплачивать, даже уведомлять поставщика не обязательно.

Все эти «особенности» поведения монополистов часто заканчиваются шантажом, например, с привлечением вымогателей («коллекторов»).

Когда описываешь всю эту ситуацию, обычно приходят юридически грамотные комментаторы и объясняют, в каких случаях что нужно делать, как собирать материалы для суда и прочее.

Ребята, все это отлично. Только можно быть очень грамотным и правильным, но это не значит, что ты живешь не в дерьме, если вокруг тебя, извините, дерьмо. Любой шантажист рассчитывает прежде всего на то, что практически ни у кого нет времени писать письма и ходить по судам, что любому нищему пенсионеру проще отдать пару тысяч рублей или пару десятков тысяч рублей, чем связываться.

Хорошая законодательная и административная система тем и отличается от плохой, что жить в ней комфортно. Что достаточно нажать кнопку в компьютере, и можно не платить всякой мрази и не идти в суд.

________________________________________________________________________________________

Итак, законопроект ФЗ № 1184356-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О защите прав потребителей»», внесенный Правительством РФ в Думу 01.06.2021г.

Пояснительная записка при внесении законопроекта — здесь.

Предлагаю рассмотреть его пункты (полный текст см. здесь):

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, являются недопустимыми и ничтожны.

Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

Требования потребителя о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

Здесь сразу говорится о главном: о том, что все эти приколы, которые обычно пишут мелким шрифтом, все эти звездочки, тексты в Приложениях, спрятанных неизвестно где и прочая шулерская муть, теперь должны наказываться по первому писку потребителя.

Уже через 10 дней тебе должны не просто ответить (прислать отписку), а должны тебя уже удовлетворить деньгами. В полном объеме. То есть ты видишь пункт договора, противоречащий законодательству, и пишешь, что тебя это оскорбляет, требуешь, например, сто тыщь за причененный тебе вред. Прислать тебе сто тыщь должны в течение 10 дней. Или могут прислать десять тыщь, но тогда ты можешь пойти в суд и будешь доказывать там, что убытки тебе возместили не в полном объеме.

2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые:

1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;

3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;

4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;

6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;

7) ограничивают установленное статьей 1б1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

9) уменьшают размер законной неустойки;

10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;

11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

14) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Собственно, здесь собраны наиболее распространенные уловки, которыми изобилуют договора, заключаемые с провайдерами-монополистами. Ключевые слова выделил жирным.

Может быть, разработчики что-нибудь еще забыли?

3. Запрещаются действия, выражающиеся в обусловливании приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.

Запрещается удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками ставить в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).

Запрещается отказ в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимый характер предлагаемых при заключении договора условий с целью их исключения. При предъявлении потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий, ущемляющих его права, оно подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу такого требования.

Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

Здесь – о навязывании дополнительных услуг, и довольно жестко.

Сразу вспоминается навязывание страховок, например, турагентствами.

4. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

По требованию потребителя, предъявляемому в письменной форме (в том числе в форме электронного документа), о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования.

Тут – про персональные данные. Четко сказано, что такие данные теперь может требовать только государство. А что сверх того – то от лукавого.

Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) предоставляет информацию потребителю в той форме, в которой предъявлено соответствующее требование, если иное не указано в требовании.

При предъявлении потребителем требований о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных в устной форме, такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

На мой взгляд, надо было бы прописать еще какие-нибудь механизмы фиксации переписки потребителя с поставщиком услуг. Об этом я писал здесь.

И еще у меня была такая инициатива, насчет обязательной регистрации публичных оферт (она еще «живая», призываю проголосовать).

Законопроект пока ожидает первого чтения.

Использованные источники: СОЗД ГД ФС РФ