Кое-что о Байдене

В последнее время у многих начало складываться впечатление, что в высшей школе США остались одни неомарксисты, по крайней мере, на гуманитарных факультетах. На самом деле там еще попадаются нормальные старосветские профессора, которых спасает от изгнания tenure, то есть постоянная должность, с которой их трудно уволить, хотя тоже возможно. На днях мне попалась цитата одного из таких профессоров, Роберта Джорджа, который преподает в Принстоне юриспруденцию и посмел твитнуть в 2017 году, что «считать мужчину женщиной, значит, не понимать биологию». Твиттерня нарекла Джорджа «трансфобом», и его репутация консерватора еще больше укрепилась. Вот его недавний твит на другую тему: «Чтобы избавиться от Трампа, некоторые считали нужным говорить о Джо Байдене неправду: дескать, он компетентен, сердоболен, отзывчив, даже мудр. Чтобы говорить такое, иным нужно было изловчиться и убедить себя, что это так. Сейчас они лоб в лоб столкнулись с реальностью».

В ходе недавнего интервью Джордж Стефанопулос с Эй-би-си напомнил Байдену об афганцах, которые в отчании уцепились за взлетающий военно-транспортный самолет С-17, сорвались с него на глазах у тысяч людей и разбились насмерть. Байден взглянул на него непонимающе: «Это ж было дня четыре назад!» — запротестовал он. На самом деле, несчастные разбились за два дня до этого. Но пусть хоть полгода назад: они попали в безвыходное положение по его вине и погибли. Но это не пришло Байдену в голову, а подсказать ему было некому, поскольку он был со Стефанопулосом один на один и, похоже, забыл вставить себе в ухо тайный динамик своего суфлера. Такой дефицит отзывчивости был биографам Байдена не в новинку. В 1973-1975 гг., после того как США подписали Парижское мирное соглашение, которое, по идее, предусматривало окончание Вьетнамской войны без захвата коммунистами Республики Южный Вьетнам, он был одним из сенаторов, громче всех возражавшим против американской помощи Югу, которая могла бы предотвратить его поражение. «Пусть я буду самым аморальным сукиным сыном в этой комнате, — заявил Байден на встрече демократической фракции в 1975 году, когда он призывал не оказывать помощь Камбодже, в которой потом произошло известно что. — Мне надоело слушать разговоры о морали, о наших моральных обязательствах. Наступает момент, когда вы не в состоянии выполнить моральные обязательства…».

Байдену было все равно, что станет с людьми, которых американцы бросят на произвол судьбы: «Я не считаю, что у США есть обязательства моральные или какие-то другие эвакуировать иностранных граждан, — вещал он перед демократами. — У США нет обязательств эвакуировать одного или сто тысяч одного южного вьетнамца!». Как пишет в журнале «Нэшенел ревью» Дэн Маклафлин, в годы, предшествовавшие падению Сайгона, Барак Обама был старшеклассником на Гавайях. Дональд Трамп был одним из безымянных застройщиков из Квинса. Джордж Буш-младший собирался в бизнес-школу Гарвардского университета. Билл Клинтон только что закончил юрфак и преподавал в Арканзасе. Джимми Картер был губернатором Джорджии, за пределами которой о нем не слышали.

Бывший губернатор Калифорнии Рональд Рейган готовился к своей первой серьезной национальной кампании. Тогда как Джо Байден уже обосновался в Вашингтоне и был в первых рядах законодателей, которые связали руки президенту Джеральду Форду в преддверии захвата Сайгона Вьетконгом и армией ДРВ.

Сейчас он провалил уход американцев из Афганистана столь катастрофически, что его резко критикуют даже люди, которые всегда были склонны истолковывать все сомнения в пользу Байдена и его партии. До них вдруг дошло, что критики Байдена были с самого начала правы. Как всегда бывает, уже скоро демократы спохватятся и придумают ему оправдания, но пока критикуют Байдена так рьяно, что порываешься спросить: где они были в последние годы? Многие забывают, что иностранный контингент в Афгане в основном состоял не из американцев, а из их союзников, с которыми Байден посоветоваться не соизволил. Иначе бы они посоветовали ему,как минимум, не выводить войска летом, а подождать до холодов. Союзники вне себя и этого не скрывают. Впервые в истории имя американского президента сопровождалось возгласами «позор!» в британской палате общин. Бывший премьер Тони Блэр назвал курс Байдена в Афгане «дебильным».

Трампа было легко не любить. Пару лет назад я спросил у одной старой знакомой, почему она так его возненавидела. Она сходу назвала следующую причину: «Он поссорился со всеми союзниками!». Не знаю, слышала ли она, что говорят сейчас союзники про Байдена. Умолчу уже о недругах Америки, которые ее не столько в данный момент ненавидят, сколько презирают и злорадствуют.

В один день в Афгане погибло больше американцев, чем за целый 2020 год. Всего этого было так легко избежать. Но старик никого не слушал. На первый взгляд, Байден был подготовлен к тому, чтобы занять пост президента, лучше, чем любой его предшественник, не считая, может быть, Джеймса Бьюкенена. Он был избран в Сенат в 29-летнем возрасте и просидел там 36 лет, дважды возглавлял его комитет по международным отношениями и восемь лет являлся вице-президентом страны. Он неоднократно посещал зоны боев и встречался с бесчисленными иностранными лидерами. Всегда были люди, которые смотрели на Байдена не скозь розовые очки. Они были не только среди консерваторов и республиканцев. Как пишет тот же Маклафлин, еще до 2019 года, когда признаки того, что Байден выжил из ума, начали делаться притчей во языцех, он был широко известен в Вашингтоне как «человек поверхностный, выдумщик, плагиатор, безудержный хвастун, ходячий генератор словесных ляпов и небылиц, маскировавший свое неглубокое понимание вещей ирландским шармом и способностью быстро и долго рассуждать уже после того как слушатель потерял нить. У Байдена редко бывали свои собственные идеи, а когда бывали, они обычно делались предметом глумления. Его способность заполнять время на слушаниях в Сенате и при этом ничего не сказать была легендарна».

Кандидаты в Верховный суд Роберт Борк и Кларенс Томас также предупреждали, пишет Маклафлин, что Байден двуличен: он давал людям обещания в личной беседе и потом не выполнял их на людях.

Известно также, что, если его разозлить, ирландский шарм Байдена начинает трещать по швам. Когда пресса пронюхала в ходе президентской кампании 1987 года, что он скоммуниздил отрывки из речей и биографии лидера британских лейбористов Нила Киннока, Байден рявкнул на одного избирателя: «Я подозреваю, что мой IQ гораздо выше, чем у вас!». Чтобы осадить прессу, Байден приукрашивал свою успеваемость в ликбезе. «Когда я злюсь, я преувеличиваю», — признал он впоследствии. Да ну.

Байден выступал против войны за освобождение Кувейта (1990-1991 гг.), считающейся «хорошей войной», поддерживал войну в Ираке в 2002-2003 гг., считающуюся сейчас «плохой», выступал против отправки в Ирак подкреплений в 2007 г. и поддерживал вывод оттуда войск в 2009-2011 гг. (такого же мнения придерживались Тони Блинкен и генерал Ллойд Остин, являющиеся ныне обамовским госекретарем и министром обороны и разделяющие с Байденом ответственность за катастрофу в Афгане). В 2010 году Байден хвастливо заявил по поводу американской ретирады из Ирака: «Некоторые говорили, что вывод войск повлечет за собой вспышку насилия. Ну, они были неправы, потому что иракцы готовы взять дело в свои руки!». На самом деле ИГ захватило почти полстраны, и Обаме пришлось слать войска обратно в Ирак. Сейчас повторяется то же самое. Байден торопливо вывел почти все войска из Афгана, чтобы спешно послать потом несколько тысяч военнослужащих обратно в Кабул, а после чудовищного теракта в кабульском аэропорту спустил дрон на деятелей «Исламского государства вилаят Хорасан», созданного в 2015 году бывшими талибами, которые посчитали канонический «Талибан» слишком тургеневским. Байден, очевидно, запямятовал старую истину, что делать то же самое, надеясь на разный результат, — это верный признак дурачины.

До того как сделаться вице-президентом США, Байден не занимал никаких руководящих постов, не считая в сенатском комитете, но комитетом управляет его аппарат. Будучи вице-президентом, он заведовал такими вздорными проектами, как обамовский «пакет стимулов», и славой себя не покрыл. В 2016 году Обама предостерег другого демократа: «Не надо недооценивать способность Джо все обосрать». Немудрено, что с тех пор Барашек изо всех сил дистанцируется от своего вице-президента.

С началом предвыборной кампании 2020 года к Байдену присмотрелись более пристально и заметили, что старость не была к нему добра. В частности, язык его уже не поворачивался с прежней скоростью и больше не мог вывести своего хозяина из затруднительных положений. Прогрессисты обратили на это внимание еще во время праймериз и дружно перестали говорить об этом вслух. Голос Байдена слабеет на глазах, он регулярно теряет мысль и не может подобрать слова, путает и не помнит имена и должности людей, в частности своего министра обороны. Утратив умение остроумно осадить оппонентов, он бросается в них диковинными оскорблениями. В прошлом году студентка Мэдисон Мур напомнила Байдену на встрече с избирателями в Нью-Хэмпшире, что на праймериз в Айове он занял четвертое место, и спросила, как он может убедить электорат в том, что у него есть шансы на победу. Кандидатура Байдена в тот момент почти достигла точки невозврата, а его будущая преемница Камбала Хариус сошла с дистанции еще до праймериз, когда ее поддерживали всего 3% избирателей-демократов. Сладкую парочку дружно считали безнадежной.

Байдена спас влиятельный конгрессмен-демократ Джим Клейборн, мобилизовав на его поддержку чернокожих избирателей своей Южной Каролины. Возвращаясь к институтке Мур, вместо того чтобы ответить ей по существу, Байден раздраженно спросил, а участвовала ли она когда-нибудь в кокусах. Когда она сказала, что участвовала, Байден зло бросил ей фразу, которая озадачила многих. Он заявил девушке, что она «лживая, псолицая кавалеристка» (lying dog-faced pony soldier, последнее — это британский сленг). Раз Мур была на встрече с Байденом, она наверняка феминистка, то есть амазонка, и на ее месте я бы вызвал хама на дуэль. Поскольку оба они противники оружия, Мур вызвала бы Бидона на кулачный бой. Я где-то читал, что у 65-летнего мужчины столько же сил, сколько у 27-летней женщины, поэтому у Мур были бы хорошие шансы отлупить Бидона. Сам он платонически предлагал Трампу выйти в тамбур. Я бы поставил на Трампа, потому что он из Квинса.

Оказалось, что Байден обзывал людей той же формулировкой и раньше. Он говорит, что позаимствовал ее у Джона Уэйна, хотя киноведы этого не подтверждают. Опять что-то спутал. Старость не радость.