Вот что задали по истории моей дочери (12 лет) учить на лето. Вероятно, в порядке подготовки к ЕГЭ.
Я довольно образованный. И хорошо знаю вышеуказанные термины. Но не потому, что заучивал их наизусть. А потому, что много читал и само в голове отложилось.
А дату, когда какой то князёк получил ярлык на княжение, я не знаю и знать не хочу. А зачем это знать подростку — ума не приложу. Разве что в порядке подготовки к будущему ЕГЭ.
ЕГЭ уместен в математике и прочих точных науках. В истории, литературе, географии и т.п. ЕГЭ, это абсурд.
Я писал в статье Школьное образование надо приводить в соответствии со временем. Пока оно безнадёжно отстаёт.
«В доинтернетную эпоху очень большое значение придавалось тому, чтобы натолкать в башку как можно больше самых разнообразых знаний. Ибо неизвестно, что может пригодиться. А в библиотеках замучаешься искать нужную информацию, если вдруг понадобится.
И ещё попади туда.
Сейчас не так. Информация информация ищется практически мгновенно.
И незачем наталкивать её в бестолковку ученику.
Вместо этого надо научить человека работать с информацией
- Рациональному поиску информации и её фильтрации по ходу поиска.
- Научной методологии, чтобы отличать научную информацию от лженауки и гипотезу от научного факта.»
- Тенденции по разным отраслям науки и деятельности человечества.
Что касается истории, то это объяснить человеку исторические тенденции. Типа:
«В так называемые тёмные века при общей деградации европейской политической системы бурно развивалась экономика. Появился железный отвальный плуг, внедрялись новые сельскохозяйственные культуры. Что позволило значительно увеличить плотность населения Европы и подготовит предпосылки к росту городов. В которых в недрах феодализма вызрели капиталистические отношения.»
Или: «В 8-12м веке на Руси шёл процесс перехода от родоплеменного строя к раннему феодализму».
И т.д.
(Впрочем, про феодализи и прочие формации, это уже марксизм. Про него приказано забыть. Надо изучать тяжкий путь человечества от диктатуры к демократии на примере стран, уже достигших светлого идеала).
А в каком году зарезали очередного князя человек и сам отыщет за 10 минут с помощью поисковых машин в интернете. Если это зачем то ему понадобится.
Аналогично и с географией. Зачем вам надо знать столицу Буркина Фасо? Когда туда поедете, всё и узнаете из интернета. И что может препод рассказать на пальцах о Бразилии после просмотра двухчасового фильма ВВС про эту страну?
Надо челу знать очертания материков, их дрейф, факторы, влияющие на климат и влияние климата на хозяйственный уклад и другие принципиальные сведения. А про буркину Фасо он и сам узнает по мере необходимости.
И вообще, человечество переходит к совершенно иному восприятию информации. Не через абстрактные символы — буквы к образам.
Не думаю, что это плохо для человечества. В результате прогресса уже исчезла необходимость вручную извлекать корень квадратный. Есть калькуляторы. Исчезает с распространением смартфонов необходимость учить синусы-косинусы и интегралы с дифференциалами.
Необходимо будет знать как оперируют с их помощью. Остальное сделает смартфон.
Скоро не будет необходимости учить английский и прочие языки людям, не работающим профессионально с иностранцами. Уже появились хорошие голосовые переводчики. Лет через 10-15 они будут в каждом смартфоне. Для повседневных нужд их возможностей хватит с избытком.
Но по новому преподавать нигде не умеют. Очень удивлюсь, если узнаю, что в какой то стране уже научились.
А прежнее преподавание в настоящее время уже начало тормозить науку и прогресс в целом. Причём во сём мире.