Вятичи жили самостоятельной политической жизнью до конца XI века, по временам они платили дань русским князьям. Отстаивая свою политическую самостоятельность, вятичи отстаивали и свою языческую религию. Обитая в дремучих лесах, вятичи долгое время удерживали свои обычаи, нравы и закон. Они не покорялись своим завоевателям — христианским князьям, сохраняли своих правителей и князей и долгое время продолжали коснеть в язычестве. Преподобный Нестор Летописец, описывая нравы вятичей, называет их зверьми, живущими в лесах, употреблявшими без разбора всякую пищу, бесстыдными, наглецами, погаными, незнающими закона Божия: «Живяху, яко же всяки зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отцы и пред снохи, браци же не бываху в них, но игрища между селы: схождахуся на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища, и ту умыкаху жены собой с нею же кто совещашеся, имяху же по две и по три жены. Аще кто умряше, творяху тризны (помины) над ними, и по сем творяху кладку велику, и возложут на кладку мертвеца, сожьжах и по сем собравшее кости, вложыху в судину малу, и поставляху на столпе на путех; еже творят вятичи и ныне» [1]
В конце XI века князья черниговские покорили вятичей и стараниями князей и епископов черниговских с начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой.
Киево-Печерский инок — преподобный Кукша много потрудился, просвещая вятичей Евангельским учением, за что вместе со своим учеником Никоном воспринял мученическую кончину. Подвиг его был столько славен и общеизвестен, что святитель Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале XIII века, воскликнул: «Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свёл с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Далее митрополит Макарий замечает: «Впрочем трудно согласиться, чтобы до преподобного Кукши вятичи были вовсе незнакомы со святой верой: в Курске и некоторых окрестных городах, находившихся в соседстве со страной вятичей, существовало христианство ещё в начале XI века, как видно из жития преп. Феодосия. Святой Кукша мог крестить только тех вятичей, которые ещё не были крещены» [2].
«Из слов летописца, — пишет митрополит Макарий (Булгаков), — строго не следует, будто вятичи все, даже в его время, оставались совершенными язычниками, и им дотоле не было возвещено евангелие: потому что и приняв святую веру, многие из них, по грубости, могли сохранять древние свои суеверия, как нередко поступали и другие новообращённые христиане. Равным образом и выражение св. Симона, епископа Владимирского, что преподобный Кукша «вятичи крести» уже в XII веке, не значит того, будто Кукша крестил тогда всех вятичей, и прежде между ними вовсе не было христиан. Нет, можем справедливо повторять слова пресвитера Илариона, что в России ещё при св. Владимире «труба апостольская и гром Евангельский огласил все города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа со Отцем и Святым Духом» [3].
Но всё же в некоторых местах принятие христианской веры вятичами произошло в более позднее время. Так, например: «В самом центре земли вятичей — г. Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение» [4].
Подтверждением сказанного может также служить письмо преосвященного Гавриила, епископа Орловского и Севского, о тайнике, найденном в г. Мценске, основанное на древней рукописи, в которой говорится об этом событии. Это письмо, могущее заменить собою акт, было адресовано на имя покойного Свиньина, издателя журнала «Отечественных записок», где и было напечатано [5]. То же удостоверяет и известный в нашем крае любитель древностей И.Ф.Афремов, который сам читал в мценском соборе эту древнюю легенду [6].
Сопоставляя все эти факты, нельзя не придти к заключению, что просвещение вятичей христианской верой в их области развивалось не вдруг, а постепенно и притом очень медленно и не повсеместно, так как в Мценске оставались упорствующие язычники ещё до XV века; но начало этого события всё-таки должно быть отнесено к началу XII века. Разумеется, что христианство в стране вятичей, дикой и лесной, слабое в начале своего существования, крепло всё более и более; в особенности когда черниговские князья [7], избегая татарских гонений, перешли из Чернигова княжить в местные вотчины свои, — земли вятичей и между прочим в Новосиль (в исходе XIII века), а затем основали новые княжения — Одоевское и Белёвское [8]. Вообще образование удельных княжеств много способствовало распространению христианства между славянами-вятичами, населявшими Тульскую губернию [9].
После уничтожения удельной системы край, населённый вятичами, был подчинён порядкам, установленным в Московском государстве, а имя вятичей постепенно исчезло из обращения русского языка и стало лишь достоянием истории.
Источники
http://tula.eparhia.ru/hisory/ — сайт Тульской епархии.[1] Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Москва, 1850, стр. 8 — 9.
[2] Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Спб. 1889 г. Т. 2-й, стр. 30 — 31.
[3] Митрополит Макарий. Цитиров. соч. Т. 1-й, стр. 21 -22.
[4] Жур. Мин. В.Д. 1837 г. апрель, книжка 4 — я, стр. 107, 108.
[5] Отечественные записки, 1825 г. апрель, №60, стр. 429.
[6] См. у Афремова И.Ф. в цитиров. соч. , стр. 42 — 43.
[7] Удельными князьями вятичей были младшие родичи князей черниговских. Дети замученного (1246) в татарской орде св. князя черниговского Михаила Всеволодовича — Роман, Мечислав и Симеон — оставили Чернигов из опасения и боязни татарских нашествий и перешли княжить в землю вятичей, в частности, в г. Новосиль, а потом, разделившись, основали свои княжения Одоевское и Белёвское.
[8] Карамзин Н. И. История Государства Российского, т. 4,стр. 25, т. 5, стр. 199.
[9] Памятная книжка Тульской губернии на 1871 год. Тула, 1871. Статья: «Об открытии Тульской епархии», стр. 120 — 131.
Редакция текста от: 29.06.2006 21:21:20
Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
Комментарий автора:
История публикации этой моей статьи лишний раз подтвердила необходимость раскрывать античеловеческий характер Священных Писаний монотеистических религий в том виде, как они сегодня есть — не понимают люди, что им пропагандируют, не понимают. А те, кто понимает, издают законы, противоречащие конституции.
Первоначальное название статьи «Каких ев…в [слово искажено, дабы не смущать администрацию] необходимо убивать — спросите у Моисея 2» пришлось изменить. Согласен, название изрядно провокативное, но как иначе обратить внимание людей на деяния Моисея? Ведь открытым же текстом обращается он к своим сторонникам: убивайте евреев (и не только), которые не верят в моего бога («27 И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.»
Исход 32 глава — Библия: https://bible.by/syn/2/32/#19 ), а люди этого не видят! САМ Основатель и главный редактор АфтерШок-а — alexsword этого не видит! Он решил, что это я призываю убивать евреев и снёс статью «за провокационный заголовок» — нет, дорогой ты мой товарищ! — просто я вынужден тыкать носом в Тору, Библию и Коран тех, кто не видит, как их приучают верить: Убивать иноверцев, это хорошо и правильно — вот о чём эти книги!
В первом очерке цикла (https://aftershock.news/?q=node/1148276) обсуждалась притча из Торы и Библии о том, как евреи (так на иврите называют истинно верующих) по договору с богом захватили земли хананеев (так на иврите называют неправильно верующих). Я и в других своих статьях, посвящённых исследованию Священных Писаний монотеистических религий, приводил цитаты из них на тему исхода евреев из Египта. В откликах на статьи предлагали мне относиться к тексту Ветхого Завета, как к вымыслу, сказке или историческому очерку. Писавшие мне говорили, что Новый Завет — это основа для понимания Бога, а ВЗ — это так, история древних веков. Но забывают они, что евреи (то есть истинно верующие) так не считают — нет у них Нового Завета. И на основании, так называемой притчи, они вытребовали себе государство, и с этого момента сказка о завоевании земель ханаанских стала КАЗУСОМ БЕЛЛИ — формальным поводом к объявлению войны и началу военных действий, что до сих пор немногие осознают.
И вот во второй части я привожу статью «Вятичи» с сайта «Древо» открытой православной энциклопедии — проект создания информационного церковно-исторического некоммерческого ресурса (создается православными христианами по собственной инициативе с мая 2005 года). И, ой, да тут тоже притча! То есть — легенда. И что интересно, почему-то принято считать, что из под руки Нестора Летописеца выходят исторические документы, документальные свидетельства событий, которым, однако, он лично свидетелем не был, а найденая в г. Мценске епископом Орловским и Севским, Гавриилом, древняя рукопись, в которой говорится об этом событии называется легендой. Так что же в той истории вымысел, интересно? Что упорные вятичи были язычниками? Или что уверовали они в Христа после того, как им вручили «Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег»? Или то, что для приведения жителей в истинную веру использовались войска? Потому что сколько бы мне твердили, что бог монотеистических религий — это о любви и благе, на самом деле чужая вера для них — это всегда КАЗУС БЕЛЛИ.
Вятичи — это те же русские, что и все прочие, разницы между ними и Василием Дмитриевиче Донским и митрополитом Фотием не больше, чем между хананеями и братьями Моисеем и Аароном. Стоит ли сомневаться, что преосвященный митрополит Фотий подсказал князю Василию поступить с вятичами, как поступил Моисей с хананеями, и отправить войска в вятские земли?
Нет, не о любви к человеку монотеистические религии, а о любви к Богу, своему, истинному Богу. А если у кого другой бог, пусть даже похожий, но не твой — убивай, убивай, убивай!
И как обычно бывает в таких случаях, девиз сайта «Древо» благостный: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15». А под ним статья со словами Нестора Летописца о вятичах, называвшего людей «зверьми, живущими в лесах, употреблявшими без разбора всякую пищу, бесстыдными, наглецами, погаными, незнающими закона Божия». И назван Нестор Летописец, как и положено в истинной вере — «преподобный». А какой смысл вкладывают православные в слово «преподобный»?
Преподобный — святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский) (Православный энциклопедический словарь. — Москва.. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART. 1998.).
Вот так. Преподобный, у которого люди — это звери, потому что не верят словам его, преподобного, бога.
И впредь будут спрашивать верующие у Моисея, кого убивать во имя веры истинной, и будет он отвечать им: «убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего».
Так было, есть и будет, пока не воспротивятся люди убийству во имя бога, потому что это — САТАНИЗМ.