Интервью участника СВО.

Доброго времени суток. Прежде всего хотелось сказать что я не профессиональный журналист, а наш подписчик не поэт.

Сегодня я взял некое текстовое интервью у нашего подписчика, который принимает участие в СВО с самого первого дня, участника одних из самых драматичных и тяжёлых событий этой кампании. Это первая часть, она составляет треть от всего материала.

Ответы не корректировались для более полного погружения и передачи всей мысли, поэтому могут быть грамматические ошибки.

1.Расскажите как вы пришли в армию и в чём заключается ваша работа?

Участник: На контракт пошел в первую очередь из-за желания изменить что-то в жизни… Когда был на срочке, то божился и крестился, что никогда не пойду на контракт. Срочка была в 2008-2009 годах и тогда я насмотрелся на контрабасов и чем они занимались. Ничем от нас, сроканов,не отличались. Делали ту же работу, но просто имели больше послаблений и зарплату в 8-10 тысяч, которую обычно пропивали за пару дней после получки. Жили с нами же в казарме, питались в столовой, боевой подготовки не было практически никакой. В общем не тянуло меня к такой службе.

После армейки проработал на заводе 5 лет и чем дальше, тем больше понимал, что надо что-то менять Зарплата мизер, роста никакого не ожидалось…К тому же как раз в моей жизни появился человек, с которым я хотел связать жизнь и создать семью… Последней каплей стало, когда на долгожданное и обещанное мне место мастера , привели очередного «своего».. Хотя на тот момент уже имел среднее образование по этой специальности и заканчивал заочно высшее… Ну и конечно тяга именно к ВДВ была. Друг служил на срочке в Туле.. Вместе прыгали в местном ДОСААФе с парашютом с АН-2 пару раз… Другой товарищ уже служил на контракте и рассказывал, что и зарплата достойная и квартиру вот-вот должен купить по ипотеке военной.. Спросил что да как. Рассказал про учения, полевые выходы по 1.5 -2 месяца в полгода, прыжки с ил-76, стрельбы и все остальное.. Романтика… Решил, что хочу… Стал собирать документы, проходить медкомиссию. Попутно тренировался, так как сказали, что ещё физо надо при устройстве сдавать… По сути это самое лёгкое было… Единственное в чем стоял выбор-это в какой полк идти, так как у нас пехота и арта в одном городе. Возможно, если бы выбрал пехоту, то уже бы меня и не было в живых, так как куча народу из них просто погибло в первые дни и потом… Сейчас штатный контрабас в пехоте на вес золота. Но тогда никто так не думал.. В итоге решил идти в арту к вышеупомянутому товарищу. На беседе у командира полка назначили связистом в гаубичный дивизион, так как по срочке тоже стоял на должности связиста… По связи ни хрена, естественно, на срочке мы не обучались. Но это был уже другой вопрос…

В мои обязанности входит приём и передача команд, информации, целей и конечно обслуживание и работа со станциями… Проще говоря, пришла цель от разведки, а я её должен быстрее передать на орудия… Но связист по сути должен не только слово в слово передать, что надо, но и уметь забивать частоты, прошивать станции, чтоб вражина не слушала, паять антенны, мотать кабеля, перебитые во время обстрела, лазать по вышкам, чтоб устанавливать ретрансляторы и все остальное прочее… В общем делать все, чтобы связь была.

2. Какие тонкости есть в вашей работе и есть ли такие, которые вы открыли только после 24 февраля?

Вкратце расскажу специфику боевой работы дивизиона ДО войны. Все учения с боевой стрельбой обычно проходили всегда одинаково из года в год. Одно и тоже. Выезжаем на пару месяцев в поля, где ставим палатки, ходим на огневую подготовку, занимаемся херней попутной (вода-дрова-говно)… Сами учения занимают из всего этого 3-4 дня. Разведосы гоняют на КНП, откуда засекают цели и корректируют нашу стрельбу куда мы долбим… Обычно это огромное поле и км в 5-7 от КНП этого целями служат холмики и иногда нами же сколоченные щиты два на два… Мы же находимся ещё км в 3 от КНП с орудиями. Я принимаю от разведки цели по радио, координаты обсчитывают, установки для стрельбы передаю по проводам (так было определено кем-то, что на орудия всегда только по проводам ) на орудия, они уже наводятся и стреляют… Все как в годы ВОВ. Отличие только в том, что радиостанции поновее и у разведки помимо биноклей кое-что тоже появилось…Никакой разведки с БПЛА даже речи не было… Однажды я предложил передавать цели на орудия по радио. Но сказали, что «на хер надо, вдруг пропадет или сядет аккум и будут е..ать за время»… Вставали обычно дивизионом в 12 орудий на поляне метров 200 на 200.Поплотнее.Видимо , чтобы врагу было проще накрыть одним залпом нас… Но так учили… Так же хочется вспомнить колонны, которые мы выставляли. Как ходили и орали офицеры водилам «Не растягивайтесь! Ближе подгоняй!» Наверное боялись, что можно потеряться, если машина будет стоять дальше, чем метров 10 от предыдущей… В общем, как учили, так мы и гоняли на границу под Армянском в Крыму, когда там стояли в 2017 году, так и заходили под Киев в 2022 на СВО..

Про сожженные колонны и без меня все уже известно. Нас, слава Богу, эта участь избежала. А вот про размещение дивизиона на маленькой площади, когда между орудиями по 20-40 метров , есть куча воспоминаний…

3. В какой момент вы поняли, что едете на войну?

Вроде ещё в конце 2021 пошли слухи, что очередной полевой выход будет в Белоруссии. Типа совместные учения. Обычно зимний полевой выход был февраль-март, а тут выезжаем в конце января типа. Учения вдалеке от дома не впервой, поэтому особо не расстроились. Часто учения заключались и просто в каком-нибудь массовом десантировании за несколько тысяч км. Просто взлетели, несколько часов в полёте, возможно пересадки, дозаправки и ты выходишь над абсолютно неизвестной местностью. Побегали по полю. Поизображали войну. Собираемся ,едем на аэродром, ждем самолеты и обратно…. Тут же надо было ехать с техникой на эшелонах. Это загрузка всего барахла, швартовка техники, сам путь несколько дней… Выехали в Белоруссию где то в крайние дни января, ехали дня 3 вроде…Это ещё быстро, так как обычно военные эшелоны в мирное время пропускают всех вперёд. Товарищи с техникой с Крыма в 2017 возвращались к примеру больше недели. Мы же на самолётах были дома через 3 часа. Сел, взлетел, на высоте 600-700 метров от земли вышел и все. Дома практически… Как обычно приехали, стали ставить палаточный лагерь, через пару дней начались занятия по связи, по огневой подготовке.. Обычная тягомотина. Партиями стали возить в Брестскую крепость на экскурсии. Всегда мечтал об этом. Читал и про оборону крепости. А тут такая удача. Конечно крепость впечатляет… Лагерь становился все больше и больше.. Какие то артисты приехали, выступали. Но как то не до них было.. Все готовились к учениям с белорусами. В итоге в день, когда должен был быть выезд на стрельбы, сказали, что пока не надо… А через день сказали, что учения закончились. Мы конечно удивились, но не первый раз кучу войск собирают для массовки… Потом пошли слухи, что домой пока не едем. Будем тут стоять. Сколько не известно. Все больше разговоров про заход на Украину стало. Спорили. Большинство доказывало, что никуда не поедем и все это чушь. Но всегда у кого-нибудь был знакомый, кто больше других знал… В итоге командир полка сказал в один день, что сворачиваемся и перемещаемся ближе к границе в зону отчуждения. Типа хохлы накаляют обстановку на Донбассе, собираются возвращать его и наши хотят так припугнуть их… «Никто никуда заходить не будет. А если и заедем, то тут столько войск, что они разбегутся все просто..,, (цитата командира полка) Переехали в зону эту. Видели своими глазами эти брошенные деревни, ходили по остаткам домов.. Жутко конечно. Сейчас то подобным уже не удивишь… В итоге ещё через неделю торчания там сказали, что будем заходить. Офицеры склеивали карты. Я тогда ещё спросил одного, что вообще планируется и как…

Рассказывает «Дивизия должна пройти около 300км вроде, зайти по дорогам до западных окраин Киева ,развернуться и не пускать к столице украинские войска, если таковые будут. Под Киевом должны приземлиться войска, в том числе наш самоходный дивизион, который уже почти неделю жил на аэродроме в ППД. В городе росгвардия и ОМОН будут разгонять возможные протесты»

Я глянул на карту и спросил,, Тут же минимум мостов 5. «А если взорвут? «

«Значит вся дивизия развернется и поедет по другому пути»

Я конечно удивился, но да ладно… 23 февраля крайний раз позвонил домой. Сказал, что ничего не понятно, но все будет хорошо. После этого все телефона сложили в один ящик и сдали на хранение тем кто остаётся… Получали патроны, аптечки, в которой был жгут Эрсмаха и ипп, один промедол на троих. Слова медика «Это наркота. Главная задача- не проеб..ть». Мне ещё даже граната досталась. Сказали , что движение начнется с утра, но быть в готовности… 24 числа часов в 4-5 утра поехали. Вытягивали огромную колонну. Только наш полк это под сотню машин. Тягачи с орудиями, заправщики, камазы со скарбом… Ехали час наверное мимо таких же колонн пока не встали. Первый раз увидели, как вдалеке работает наш град… Красиво… Стояли часов 6-7. Тупили, ходили туда-сюда вдоль… Дошла инфа, что хохлы оказывается ещё вечером ВЗОРВАЛИ МОСТ! В итоге под вечер развернулись и поехали обратно на поляну, с которой выезжали утром… Ночью была дозаправка, а рано утром опять потянули колонну только уже в другом направлении. Ехали долго. Какие то грунтовые дороги в лесу. В итоге выехали к реке, к понтонной переправе. Регулировщик сказал, что Припять… Понтоны, броня, техники куча… Мощь такая… Переехали, петляли опять по лесам, обгоняли другие колонны. Какой то азарт был, чтобы вперёд и быстрее остальных. Радовались, когда танки тормозили и пропускали нас вперёд. Заехали в Чернобыль, прямо по городу мимо домов. Обычный городок. Занавески на окнах, цветы, свет горит. Все обихожено. Но видели пару человек всего… Опять долго ехали. Потом встали и сказали, что впереди БОЙ! Мы даже опешили от такой наглости хохлов… По карте посмотрели. Город Иванков впереди. Типа хохлы в городе, отстреливаются. Нам надо ,,проскочить,, круговой перекрёсток и ехать дальше. Погнали. Первый раз увидели нашу сожженную технику: штуки 3 вроде БМП, но возможно уже ошибаюсь… Как потом оказалось, что хохлы наводили минометы ,просто наблюдая за нами через камеры дорожного движения… Мы проехали без проблем, но буквально через пару минут откуда то со стороны города услышали стрелкотню… Началась пальба просто в туда. На ходу с машин, не целясь, не зная, кто там вообще стрелял… Проехали город и опять стали петлять по каким то деревням, полям… Пока не уперлись в большой населённик Здвижевку… Там простояли до утра в колонне и получили приказ расставлять орудия на поляне около озера и готовиться к открытию огня… 

4.Расскажите про первые события после пересечения границы.

Первый пункт, в котором мы простояли около недели была как раз Здвижевка. Там смогли осмотреться и там впервые «познакомились» с местным населением. Село большое с церковью, разделено озером. Первую ночь мы ночевали так же в машинах, которые стояли вдоль улицы. И рано утром подошел мужчина и спросил «можно ли пройти в церковь с семьёй».. Мы конечно были не против… После оказалось, что куча народу из Киева в первые часы после начало всего этого, собрали вещи и поехали из города в такие вот посёлки и дачи. Думали, что столицу будут бомбить и бежали подальше. А в итоге попали в самую гущу …

После того, как получили команду и расставили орудия на поляне, пошла обычная бытовуха. Мы встали у дома, прямо у озера. В доме тоже была семья. Так же приехали пересидеть на даче.. Мужчина, жена и дочь. Его так трясло, когда он первый раз вышел к нам… Просил не ломать двери и не лезть в дом, так как жена беременная. Командир сходил, проверил, что не врет. Успокоили его, дали консервы какие-то, подключили дом к генератору, чтобы прогрел дом от котла. Потом сами следили, чтобы к его дому никто не лазал. Дай Бог, чтоб они сейчас был живы и здоровы… Дня два просто маялись фигней. Ходили до магазина, но там уже все было вывернуть наизнанку. Потихоньку копали окопы «на всякий случай»… Ждали наш самоходный дивизион, который , не дождавшись команды на десантирование, перелетел в Белоруссию и оттуда уже догонял нас по нашему же пути. Слава Богу, что у кого то хватило мозгов не лететь ИЛами на Гостомель, иначе бы половины полка уже тогда не существовало… Каждый день мимо гнали колонны. Хрен пойми кто и куда. В один день с товарищем несли сухпаи и услышали, как выскочила вертушка буквально в километре от нас и ударила куда-то… Я еще говорю «Ни хрена, как близко наши работают» Когда оттуда минут через 10 побежали раненные и кого-то тащили, мы поняли, что это не наша вертушка… Стали закапываться активнее… Приехали наши самоходы и соседей. Одну банку тащили на тросе: у соседей появился первый 200. Своя же бмд из 30ки выстрелила случайно в башню рядом стоящему реостату. Пробило насквозь вместе с парнем.. Буквально на следующий день у нас тоже появился 300. Соседи из леса рядом открыли огонь в сторону нашего села.. Кто? Что? Какие подразделения рядом? Никто ничего не знал… Дошло до того, что птуристы наши выстрелили в вертушку свою же, но механик в последний момент дёрнул машину и ракета ушла мимо…

Наконец-то поступила боевая задача. Одним орудием выехать по темноте и отработать по координатам. Парни съездили, отстреляли. Никто ничего не корректировал. Просто в сторону вражины. Поздравили с почином. Тогда ещё думали, что и стрелять то возможно больше не придется… Но уже на следующий день посыпались цели. Долбили куда-то и на север, и на запад… Потом, разглядывая карту , поняли, что находимся в сосиске, а с трёх сторон хохлы в населенниках…

Крайняя задача там была -выехать км за 5 от села, встать на поляне, отстрелять батареей по полученным целям и вернуться обратно. Посмотрели по карте! Наметили точку. Погнали. Не учли только, что карты 1986 года выпуска и вокруг за 30 лет все чуть-чуть изменилось. Там где были поля вдоль дороги и наша точка стояли коттеджные посёлки и дачи. В итоге нашли куда встать, отработали опять куда-то туда и поехали обратно.. По возвращению нам сказали, что с утра перемещаемся вперед , в деревню Озера под Гостомелем…

https://telegra.ph/Intervyu-uchastnika-SVO-1-CHast-01-20