Русских за их жертвенность, умение сопереживать и терпеливость на Западе считают «женственным» народом, говорит философ Светозар Поштич в интервью «Печат». Но очень скоро положительные качества русского человека, его простота и нравственность, принесут коренные изменения в мир.
Собеседник «Печати» Светозар Поштич — адъюнкт-профессор на филологическом факультете Вильнюсского университета в Литве с 2013 года. Он опубликовал такие труды, как «Бахтин и христианство» (2012), «Апология земной жизни: Монтень и поворот к себе» (2016), «Краткая история американской культуры по воспоминаниям» (2019) и «Обрушение русской культуры в 1917 — 1922 году» (2020), а также «Семь русских архетипов» (2023).
Печат: Карл Густав Юнг занимался архетипическими матрицами нашего подсознательного. Но есть архетипические матрицы и в культуре, которые вы изучали в связи с Россией. Каковы там основные культурные архетипологии?
Светозар Поштич:У Юнга эти матрицы связаны с его желанием, да и глубинной человеческой потребностью, приобщиться к опыту свойственному каждому человеку. Они также связаны с его стремлением классифицировать и систематизировать устремления и намерения человека, о внутренней жизни которого мы знаем не все. Архетипы Юнга направлены на раскрытие общего в психике, не связанного с определенной культурой. Они описывают не только образы, которые появляются в наших снах и играют определенную роль в наших жизнях, но и общие ритуалы, явления и исторические события во всех культурах, такие как инициация, зарождение мира и потоп, например. Культурная архетипология, в свою очередь, ставит целью постижение и объяснение менталитета того или иного народа, его коллективную психологию. В ее рамках изучается тип людей, который повторяется в национальной истории, мифологии, фольклоре, языке, литературе и других видах культуры. Предпринимается попытка истолковать специфические, характерные только для этого народа убеждения, ценности и общие представления. Вообще идею коллективного бессознательного, на которой основана его архетипология, Юнг приписывает Платону. Но существуют и другие архетипичные матрицы, появившиеся в ХХ веке и связанные с культурой, особенно с мифологией и фольклором. На них я основывался, когда писал эту книгу, и имею в виду, прежде всего, Владимира Проппа и Джозефа Кэмпбела.
— Давайте по порядку, поговорим о вашей книге. На первое место вы ставите фигуру жертвы как праоснову культурного горизонта России. Жарко Видович говорил, что античная трагедия была подготовкой к литургии, так как «ода во славу жертвы, которая сплотила сообщество» (вроде Антигоны). Что можно сказать о жертвенности в русском культурном образце?
— Жертвенность в русском культурном образце, прежде всего, связана с христовой жертвой на кресте ради спасения человечества. Но жертва, как известно, существовала и в языческом мире, только в другой форме, а в русской культуре есть еще и жертвенность, которая непосредственно не связана с христианством. В Русской православной церкви есть особый тип жертвования, воплощенная в так называемых страстотерпцах, особой категории христианских мучеников. В основном это были правители и престолонаследники, которые пострадали не за свою веру, а из-за чужой злобы и корыстолюбия, и они погибли, мирно предавшись воле Божьей. Вероятно, самые знаменитые из них — первые страстотерпцы, убитые в начале XI века князья Борис и Глеб, а также последний русский царь Николай II и его благочестивая семья. Известно и жертвование русских староверов после раскола в Русской церкви в середине XVII века. Огромные страдания русского и остальных народов Советского Союз во время Великой Отечественной войны за освобождение страны от нацистских оккупантов тоже можно рассматривать как жертвование жизнью с честью, то есть жертву во имя своего государства и нации.
— Нигде, как в России, нет столько святых — юродивых Христа ради, которые призывали людей смирить себя и насмехались над ложной мудростью этого мира. Это и святой Василий Блаженный, к которому прислушивался и Иван Грозный; это и святая Ксения Петербургская, и Матрона Московская. Юродивость — часть русского православного взгляда на свет. Откуда этот архетип?
— Вы правы, но стоит отметить, что юродивые — только один из типов людей и разных категорий убогих в русской истории и культуре. Феномен юродивых в России нашел благоприятную среду, вероятно, потому, что русские, похоже, меньше всех других народов стыдятся эксцентричности, глупости и временного безумия. Как писал Достоевский в «Злых духах» и в «Дневнике писателей», русского человека проще всего соблазнить «полным правом на распущенность». Многие набожные русские решили стать юродивыми, а это, быть может, величайший подвиг в христианской жизни, поскольку они как народ склонны к крайностям и идеологическому фанатизму, да и можно ли больше почитать Христа, чем жить в самоуничижении, крайней бедности и мнимом безумии? Ученик не может быть выше учителя, а слуга — своего господина. (Мт. 10:24), и если господина унизили, высмеяли, избили и наконец распяли, то его верный ученик должен принять еще худшие страдания. Юродивые поэтому видели в подобном поведении не только возможность обличать мудрствования мира, но и верный путь к спасению и вечной жизни.
— Запад часто обвиняет русских в рабском сознании, но еще нигде не бывало таких бунтарей и разбойников, жаждущих утопии, как в России. Игорь Шафаревич в «Русофобии» пишет, что англичане легко отказались от римско-католической церкви, когда Генрих VIII, чтобы снова жениться, объявил себя главой Англиканской церкви, а в России во времена царя Алексея и Петра Великого сформировалось старообрядческое движение в знак духовного протеста, и этот бунт продолжается до наших дней. Хотя дело там в мелких обрядовых расхождениях в богослужении. Во имя чего бунтует Россия?
— Вероятно, этот бунт связан с уже упомянутыми русскими особенностями, фанатизмом и склонностью к безумию, реальному или напускному, в негативном смысле. Николай Бердяев, например, причислял к характерным российским особенностям стремление к поляризации общества, мессианство и догматизм. В отличие от почти всех других северных народов, русские известны как гневливые и импульсивные, и подобное душевное состояние зачастую приводит к многодневному пьянству, буйству, бесчинству и разбою. В русской истории были периоды, такие как Гражданская война 1918 — 1921 года, когда казалось, что на русской земле разверзся ад. Русские чаще всего бунтуют во имя своих идеалов, но иногда это случается и из-за присущей им тяги к анархии и безвластью. К счастью, такое случается довольно редко.