Тот же Савка, да на других санках

Некоторое время назад мы слышали: «Те, кто называли себя «элитой» в России, исчезли. Они были самозванцы. Теперь должна быть другая элита, настоящая».

Она появляется на глазах.

С пугающей быстротой.

Все чаще я слышу от блогеров, «военкоров» (просьба отличать оных от настоящих военных журналистов), «деятелей культуры» и пр. — «Мы теперь элита! Мы! Посмотрите на нас! Видите элиту? Это мы!»

Давайте разберемся в терминах.

В 1990-е годы пришла прослойка людей и объявила себя элитой. На том основании, что у нее больше денег, власти, экранного времени. В результате произошел раскол страны. Не принявший новую элиту народ стал жить своей жизнью, а элита своей.

Основой взаимоотношений между этими стратами стала тихая (а иногда не очень) вражда, насилие, борьба, ставившая страну на паузу, изматывавшая силы. «Элита» презирала «люмпенов» (помните быковско-латынинское «чернь», «быдло»), считая себя важнее и значимее народа. Но главное было в другом – они считали для себя не обязательным подчиняться морали и правилам, принятым в обществе. Со временем круг «элиты» расширился и стал называться «креативный класс», который на Болотной кричал, что мы соль земли – не то, что все остальные, те самые анчоусы. Отгораживаясь от черни-анчоусов, представители элиты обзавелись своим «искусством», «литературой», «философией», лозунгами…

Все это противоречило фундаментальным принципам формирования элиты – элитой провозглашают, её выдвигают массы, а не публика или «подписота», и поэтому она находится в рамках той морали и порядка вещей, который этим массам близок. Задача элиты – давать другим гарантии, не имея для себя никаких гарантий. То есть рисковать собой, защищая других, обеспечивая их тем, что получено в результате личных рисков, проверено своим опытом. Элита умеет не только получать, но и терять. Мало того, воспринимает эти процессы в неразрывной связи. Поэтому элита не зависит от внимания начальства, подачек, благоволения вышестоящих. Об этом точно сказано у Аверченко в рассказе «Мое самоопределение».

Но сегодня мы видим ту же схему самопровозглашения «новой элиты», как и в девяностые. Она так же менторствует, так же объявляет все, что она делает, бесспорным, так же считает для себя не обязательным подчиняться общественной морали и правилам, так же вызывающе скотски себя ведёт, бесконечно требует, чтобы ею восхищались, подобострастно околачивается в приёмных начальства. У нее тоже уже своя корпоративная этика, своя литературка и поэзийка, своя философийка, музычка, лозунги… Все очень патриотическое, дискурс, как и прежде, актуален, так что не подкопаешься.

И если раньше либеральная элита в ответ на любое возражение, возмущение бездарностью, подлогами кричала: «Та-ак, значит вы против свободы? Прав? Демократии? За Сталина? Тоталитаризм?» точно так же сегодня нынешняя на любое сомнение в гениальности дерьмовых стишков или обвинения в нечистоплотности кричит: «Ааааа, так вы против Донбасса? Против воинского подвига? Либерал? За Америку?»

Интереснее всего здесь то, элитой сегодня самопровозглашаются обычно те же самые, кто обслуживал «элиту» предыдущую. Денщики, укравшие генеральские сапоги, требуют генеральских почестей. Сознавая шаткое положение новой «элиты», их кураторы навербовали с Украины шпаны и перевертышей — пусть гавкают матом на всех, кому новая элита не нравится.

В общем, тот же Савка, да на других санках.

Но многим кажется, что теперь то все будет иначе…

Они ж «за Родину».

Ну — ну.
==
Якеменко