Экспертный совет при комитете Госдумы по энергетике на заседании на минувшей неделе подверг критике нынешнюю версию законопроекта об интеллектуальном учете электроэнергии, одобренного палатой пока в первом чтении. Необходимость постепенного внедрения «умных счетчиков» в целом не оспаривается: это будет способствовать переходу экономики на новый технологический уклад и ее цифровизации. Однако целый ряд деталей являются крайне дискуссионными.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев обратил внимание на то, что мировая практика ставит под сомнение целесообразность массового внедрения интеллектуальных приборов учета. Например, в Канаде в провинции Онтарио планировавшиеся на старте издержки оказались недооценены почти в два раза и составили 1,9 млрд канадских долларов вместо 1 млрд. В свою очередь, выгоды были переоценены сразу в 10 раз: на 15-летнем горизонте чистый эффект окажется в размере всего 88 млн канадских долларов вместо 600 млн. Аналогичные расчеты отрицательного эффекта проведены в Норвегии, Португалии, Чехии, Литве.
Короче, пока госдума отклонила законопроект.
Если кто не понял — речь идет о счетчиках электроэнергии, которые автоматически отправляют данные о вашем расходе электричества в энергосбытовую компанию. Соответственно вам не нужно снимать показания и сообщать сбытовикам, и оплату электричества можно полностью автоматизировать. Выглядит красиво — но уж больно много затрат требуется на «умные счетчики», в то время как, вообще-то, сообщать показания счетчика можно было бы через интернет и мобильное приложение на смартфоне, вписать туда руками раз в месяц одно число совсем не трудно, а остальная автоматизация будет та же самая.
Я, кстати, так и плачу за электричество — через Интернет. Нынешний «кабинет клиента» у Петроэлектросбыта вполне прилично написан — с одного абонента поддерживается несколько адресов без перелогинивания, сразу с фронтальной панели можно ввести показания счетчика (с подсказкой предыдущих значений) и видеть задолженность, затем оплатить. Из неудобного только — надо отдельно платить за каждый адрес, ну и само банковское приложение бесячее, в него надо забивать кучу атрибутов, нет бы привязать Яндекс-кошелек да и платить в один клик. Но это питерский интерфейс, он в последний год стал такой удобный — а в других городах я видал такое дерьмище, что просто слезы из глаз.
Лучше бы, драть, эти инноваторы хорошее единое приложение разработали для оплат коммуналки по всей стране.