По поводу ареста наших ЗВР и передачи их Украине. Это серьезный удар по экономическому блоку правительства РФ — как раз накануне его переназначения. Этот блок свято верил в незыблемость правил свободного рынка и священной частной собственности. Клялся в этом Президенту, давал гарантии, бился об заклад. Вся экономическая и финансовая стратегия была построена на этом допущении. Рынок превыше всего, а политика дело преходящее. Оказалось, все ровно наоборот. Экономика есть инструмент политики и особенно геополитики. И если ты не принят в клуб избранных, то обещания тебе и сделки с тобой ничего не стоят.
В ответ на это мало отнять всю собственность западных резидентов и национализировать их активы в России. Это конечно, необходимо сделать, но наши рыночники скорее покончат с собой, чем решатся на это. Даже после того, что США сделали с нашими активами.
Однако дело еще серьезнее: вера в рынок, в капитализм, в принципы международной торговли, в святость обязательств и в непоколебимость финансовых инструментов рухнула. А ведь это настоящая религия. У рынка есть свои боги и свои мистерии. А вот если рынка нет, то «все позволено». А рынка, каким его представляли российские либералы, больше нет. Осталась геополитика, как ее представляли и представляют себе патриоты и военные. Вот она-то и есть истина в последней инстанции, укорененная в глубинах цивилизации. Рынок — это лишь орудие цивилизации Моря, и оно работает, пока остается в руках этой цивилизации. Попытка перехватить это оружие кому-то удается (Китай), но нам очевидно нет. И мы еще посмотрим, чем заплатит Китай за интеграцию в глобальную экономику. Пока были вершки, далее пойдут корешки.
Поэтому надо заново выстраивать российскую экономику — на новых принципах. Очевидно, исходя из государства как главной инстанции. Строго вопреки либеральным догмам.
Необходим экономический, технологический, финансовый, промышленный, транспортный, энергетический суверенитет. А этого нет даже в теории (все было сосредоточено на монетаризме), не то что на практике.
Это очень серьезная ситуация.