Если привести яркий пример «черной неблагодарности» — то вот он! Это ж как надо потерять все внутренние человеческие качества (или не иметь их?), чувства благодарности, справедливости и уважения, чтобы так поступить?!
Не так давно ООН вновь поднимала вопрос о снятии санкций с Кубы. Предсказуемо против выступили США. Поддержал их Израиль. А третьей страной, которая «воздержалась», стала Украина.
Телеграм-канал «Отряд Ковпака» по этому поводу написал:
«И это после того, как маленькая Куба, с трудом выдерживая блокаду, более 20 лет за свой счёт принимала и лечила украинских детей, от многих из которых отказалась «родная» медицина! Более того, когда реабилитационный центр в кубинском городке Тарара был создан после Чернобыльской катастрофы, Фидель запретил рекламировать эту помощь, подчеркнув, что Куба будет помогать столько, сколько нужно. Теперь кастрюлеголовые вместо благодарности нагло пользуются этим запретом, не упоминая о кубинском благородстве. Настоящие свиньи».
…Тогда, к 90-му году, кубинская медицина достигла небывалых высот, и в чем-то опережала советскую.
В Киев отправились главный онколог Кубы, профессор-консультант Марта Лонгчонг, профессор и директор Института гематологии и иммунологии Хосе Мануэль Бальестер Сантовенияи, профессор исследователь педиатрической эндокринологии Рикардо Гюэль.
Им предстояло осмотреть детей, которые за четыре года до этого попали в самый эпицентр Чернобыльской катастрофы. Нужно было выбрать тех, кто наиболее нуждался в срочной помощи, оценить масштаб проблемы в целом.
Доклад врачей оказался неутешительным: больных — тысячи, а сотни нуждаются в экстренной и дорогостоящей помощи.
Когда кубинцы заговорили об отправке детей на лечение, киевские чиновники замахали руками — денег нет не только на лечение, но и на билеты тоже.
Тогда решать эту проблему стали сами кубинцы. 29 марта 1990 года два самолёта с больными детьми и сопровождавшими их родителями вылетели на Кубу.
За три часа до прибытия лайнеров Фидель Кастро собрал руководителей кубинского Минздрава, провёл с ними совещание, и затем все они вместе отправились в аэропорт Гаваны — встречать детей из СССР.
В аэропорту, встречая ребят, Фидель Кастро заявил о том, что правительство Кубы утвердило государственную программу помощи «Дети Чернобыля» — для маленьких жителей пострадавших республик СССР.
Когда журналисты спросили, на какой срок рассчитана программа, команданте отрезал: «Помогать будем столько, сколько будет нужно».
После этого Фидель Кастро обратился к пионерам Кубы: ваши советские сверстники попали в беду, им нужна медицинская помощь и реабилитация, можем ли мы отдать под эти нужды один из наших пионерлагерей?
Получив утвердительный и громкий ответ, под лечебно-оздоровительный центр был отдан пионерлагерь имени Хосе Марти в Тарара, один из лучших на Кубе.
Лечение каждого советского ребенка длилось не меньше 40 дней – ведь именно столько было нужно, чтобы организм восстановился после небольшого облучения. По воспоминаниям детей, у них не было ощущения, что они находятся в больнице. Они могли гулять в любое время, играть друг с другом и с кубинскими сверстниками, а также учиться и ходить на экскурсии. Ко всем относились с заботой и вниманием, как к самым дорогим гостям.
Финансировало программу Министерство здравоохранения страны.
Распад Советского Союза больно ударил не только по миллионам жителей в одночасье исчезнувшей страны, но и по Кубе. Все прежние экономические связи были прекращены, помощь, оказываемая Острову свободы, свёрнута.
У Фиделя Кастро были все основания свернуть программу медицинской помощи детям, пострадавшим от Чернобыля. Ведь мало того, что вновь образовавшиеся страны и, в первую очередь, Украина, не платили за лечение, так ещё и почти все оргвопросы приходилось решать кубинцам, опираясь только на помощь бывших работников ЦК комсомола, стоявших у истоков этого проекта.
Кубинские дети в «Артеке» еще до развала СССР
Но несмотря на это, программа «Дети Чернобыля» продолжала действовать в той полной мере, как было заявлено Фиделем Кастро. При этом Куба принимала не только детей. Около 20% составляли взрослые, которым тоже требовалось лечение или реабилитация.
Были еще дети, рожденные намного позже аварии на ЧАЭС – к сожалению, их тоже коснулись проблемы со здоровьем, переданные от родителей. На Родине от больных отказывались врачи — разводили руками и говорили, что случай безнадежный. А на теплой Кубе такие неизлечимые пациенты проходили необходимую реабилитацию и выздоравливали.
За два десятка лет, в течение которых действовала программа, лечение на Кубе прошли более 20 тысяч украинцев, около 3 тысяч россиян, более 700 белорусов. За это время были сделаны сотни сложнейших операций, стоимость которых составляет сотни тысяч долларов, однако все расходы тянуло правительство Кубы.
На программу «Дети Чернобыля» Куба потратила 350 миллионов долларов. Для маленькой страны с большими проблемами это огромная сумма.
В 2010 году президент Украины Виктор Янукович наградил Фиделя и Рауля Кастро, а также ещё ряд кубинских чиновников украинскими орденами «за значительный личный взнос в укрепление украинско-кубинского сотрудничества, реализацию программ по лечению и оздоровлению детей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы».
Теперь это на Украине никому не интересно. Будто и не было этого. Но закончить хочу не неблагодарной Украиной, а великим человеком современности. Фиделем Кастро. Который доказал, что он не только революционер и воин, не только устроитель справедливого общества (за низкий уровень экономики — «спасибо» исключительно США), но еще и человек с величайшим сердцем…
Я вот даже не знаю, с кем из советских деятелей той эпохи его можно сравнить… Ни с кем не могу…
Бочкарев Александр