Авария на Чернобыльской АЭС произошла 38 лет назад, в 1986 году. И ученые уже сегодня делают осторожные выводы о том, что результаты выброса радиоактивных веществ в дикую природу оказались не совсем такими, как представлялось раньше, до аварии.
Основным поражающим фактором аварии на Чернобыльской АЭС стало радиоактивное заражение. По энергии взрыва авария в Чернобыле уступала взрыву в Хиросиме почти в пять раз, однако, она превзошла его в два раза по выбросу долгоживущих радионуклидов. Среди них – цезий-137 и стронций-90, чей период полураспада составляет 30 лет. Это означает, что полностью эти элементы исчезнут лишь через 600 лет. 30-километровая зона отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС в настоящее время заражена, главным образом, именно цезием и стронцием.
С учетом обильного выброса короткоживущих радионуклидов, таких, как йод-131, причинивших в первые месяцы после аварии наибольший ущерб здоровью людей и состоянию природы, специалисты полагали, что смертоносное воздействие на экосистему радиоактивной «грязи» будет длиться очень и очень долго.
Особенное впечатление на всех произвел знаменитый «Рыжий лес». В первые же полчаса после радиоактивного выброса хвойные деревья, растущие в непосредственной близости к АЭС, приобрели характерный рыже-бурый цвет, из-за чего эта территория площадью в 200 квадратных километров и получила свое название.
Примерно вот таким и виделось будущее зоны отчуждения на ближайшие десятилетия, если не на столетия: зловещие мертвые деревья среди которых бродят жуткие мутанты.
На деле все выглядит иначе. «Рыжий лес» был уничтожен в первые же месяцы после аварии. Большая часть зловещих рыжих сосен была снесена бульдозерами и захоронена. Сейчас экосистема территории понемногу восстанавливается, выросли новые деревья, бушует подлесок, в лесу активно плодятся дикие животные. Вся зона отчуждения, включая и заброшенный город Припять, превратилась в настоящий заповедник. Здесь водятся лоси и олени, и, как результат, увеличилось количество волков – прежде здесь жило три стаи серых хищников, а теперь уже семь.
В фотоловушки, установленные биологами, попадают рыси, выдры, медведи, еноты, кабаны, лисы. Лис Саймон, вообще, стал местной знаменитостью. Он охотно подбегает к туристам, которые посещают Припять, и берет у них корм из рук.
Прекрасно перенесли катастрофу мыши и другие мелкие грызуны, даже такие редкие, как орешниковая соня. Их популяция нисколько не сократилась.
Еще в 90-х годах сюда привезли несколько зубров и лошадей Пржевальского из заповедника Аскания-Нова и из Беловежской пущи. Сделано это было для того, чтобы животные вытаптывали и поедали радиоактивную траву. Лошади Пржевальского на новом месте прижились и даже расплодились. В 2006 году там насчитывалось 65 лошадок, но из-за браконьеров их осталось только 50.
Зубры переезд перенесли плохо, и биологи считали, что они погибли, но недавно были обнаружены следы этих животных и их стали фиксировать фотоловушки. Значит, некоторым удалось выжить и дать потомство.
Птицам, как считают биологи, из-за радиационного загрязнения пришлось хуже всего, но и они сумели выжить несмотря на то, что популяция пернатых сократилась. В зоне отчуждения обитают даже редкие «краснокнижные» виды, такие, как черный аист, малый подорлик. Живут вокруг Чернобыля и журавли, козодои, совы и другие птицы.
Удивительно, но факт: в пруде-охладителе ЧАЭС обитают рыбы! Сегодня здесь плавают сомы до 2 метров в длину.
Одним из первых биологическим разнообразием зоны отчуждения заинтересовался биолог Сергей Гащак. Он первым начал устанавливать фотоловушки и получил грантовую поддержку из Европы.
На территории Белоруссии, которая подверглась загрязнению, был создан Полесский радиационно-биологический природный заповедник. Очевидно, что природа в этих местах сама залечивает свои раны. Поэтому для ученых территория заповедника стала настоящим полигоном для исследований того, как именно влияет радиация на живые организмы, и каковы механизмы восстановления.
В зоне отчуждения работают представители международных организаций, таких, как ЮНЕП (орган ООН в области окружающей природы) и другие. Результаты многолетней исследовательской работы многочисленных ученых в зоне отчуждения сводятся к тому, что даже такая катастрофа, как взрыв на ЧАЭС не сравнится по степени воздействия на природу с антропогенным давлением. Стоило уйти людям, как экосистема начала залечивать свои раны.
Впрочем, не все так радужно. Мутантов с двумя головами в зоне отчуждения, разумеется, нет, но, тем не менее многие виды испытывают серьезное воздействие радиации. Лучше всего грибам кладоспориум, которые не только выживают в условиях радиации, но и буквально «наслаждаются» ею, если так можно сказать о плесени. Эти грибки в зоне отчуждения растут в изобилии, поглощая радиационную грязь из почвы и воздуха. Ученые думают о том, нельзя ли использовать эту особенность кладоспориума для очищения среды.
Но не для всех радиация столь живительна. У многих животных, в том числе, лошадей Пржевальского развивается катаракта, раковые заболевания. Птицы пострадали, пожалуй, сильнее всех. У них, по наблюдениям ученых, уменьшился в размерах мозг. Хуже всего пришлось ярким птичкам. Из-за воздействия радиации процесс выработки меланина сильно истощал организм, и птицы погибали. По этой причине сегодня вокруг Чернобыля можно видеть птиц-альбиносов.
В журнале «Science of The Total Environment» была опубликована статья с выводами биологов международного объединения «Чернобыль-Фукусима» о влиянии радиации на здоровье животных. Самый главный вывод – радиация, безусловно, вызывает мутации у отдельных особей, но при этом никак не отражается на популяции в целом. Кроме того, ученые выяснили, что многие животные «научились» вырабатывать антиоксиданты, защищающие организм от негативных эффектов радиации.