Как Стефанович пытался из своей жены актрису делать и чем это закончилось

« – Ну, как там мои пробы?

– Утвердили Марианну Вертинскую.

– Но ты же режиссер!

– И что? Есть еще худсовет.

Она хотела что-то сказать, но в последнюю секунду сдержалась.

– Ничего, Пугачевочка, – стал я утешать ее, – напишу для тебя главную роль и обязательно сниму фильм. А здесь что? Ерунда. Не утвердили – и пусть»

Наверное, Александр Стефанович стал той самой занозой в жизни своей жены. Занозой такого размера, которые ей в жизни больше не встречались в личном общении. Они стоили друг друга от и до. Именно Александр стал первым человеком, на котором Алла отработала свою легендарную мстительность.

Она, Овен по знаку, – эгоистичная, идущая по головам к цели, не разменивающаяся на сантименты, с мужским складом характера.

И он, Стрелец по знаку, – с виду компанейский, холеный, оборотистый – но за этой ширмой такой же упрямец и эгоист, как сама Алла.

Весь их брак был сплошной игрой «кто кому на голову сядет». 4 года так и тянули одеяло, в итоге никому так и не удалось перетянуть его на себя полностью. Стефановича в полной мере не удалось загнать под каблук. Алла не стала наседкой.

На момент заключения брака Стефановичу было 33 года, Алле – 29 лет.

***

Стефанович искренне хотел помочь своей жене с кино-карьерой. К 1977 году, когда он женился на Алле, ему было 33 года. Для режиссера такой возраст считается еще молодым, все мастодонты от режиссуры снимают свои хиты обычно в возрасте около 40-50 лет. Но Стефанович компенсировал недостаток опыта своей шустростью, оборотистостью, гибкостью. Он уже был к тому времени «своим» на Мосфильме.

И он обещал Алле главные роли. Ну, чего не пообещаешь в запале влюбленности?…

«К упрекам, что всюду проталкиваю свою жену, я давно привык. Но ведь она была не смазливая девочка, которую пристраивают на работу «за красивые глазки», а одна из лучших певиц страны с несомненным музыкальным даром. Я стал думать, как выполнить данное Алле обещание. Как сделать ее пусть не актрисой, но хотя бы композитором моего фильма? Единственный выход — прикрепить к ней соавтора»

Но даже композитором фильма сделать свою жену ему оказалось сложно. Как было сказано выше, Стефанович обладал похожим на Аллин характером, и они умудрились перессорится со всем цветом композиторов. С Зацепиным были на ножах после «Женщины, которая поет». Дербенев не общался с Аллой принципиально. Костюрин и Горин уже были в мире ином.

В общем, Стефанович сильно погорячился с обещанием сделать жену даже не актрисой, а хотя бы просто композитором кинокартины.

С Зацепиным Пугачева изначально активно сотрудничала. Но грызня за гонорары за авторские переросла в холодную войну, и Зацепин не желал даже слышать о ней, не то что работать вместе.

***

Стефанович очень долго думал, как быть и что делать. В итоге внезапно пришел на помощь Резник, который за 2 дня сочинил «Поднимись над суетой», которая и стала заглавным музыкальным мотивом фильма «Пена». Мужу очень хотелось загладить свою вину перед Аллой за то, что выполнил обещание. И он таки выбил ей эпизод в фильме, где она поет и выступает.

А.Пугачева в фильме «Пена»»

***

Вообще, когда читаешь воспоминания Стефановича про тот период, ловишь себя на мысли, что не мог он это всерьез писать. Поэтому лично я читала как комедию. Он очень живо описывает своих современников. Вот, к примеру, как описал встречу с Борисом Буряце (любовником дочери генсека):

«Почему я его не знаю? Внешне совершенно не интересный, плюгавенький человечек, похожий на цыгана. Яркая рубашка, золотая цепь на волосатой груди. Дикий апломб. Я позвонил знающим людям, спросил, что за тип с золотыми зубами рассекает по Москве в золотом «кадиллаке». Выяснилось, что это любовник Гали Брежневой. Галина Леонидовна и пристроила его в Большой театр. Впоследствии он оказался замешан в бриллиантовых аферах, получил пять лет лагерей и рано умер»

Ну, сам-то Стефанович не был замешан ни в каких аферах, можно подумать!… Круг его знакомств был очень широк, к примеру, вот фотография с Алимжаном Тохтахуновым «Тайванчиком»:

***

Впервые у Стефановича «глаза раскрылись» на супругу во время празднования ее дня рождения в 1979 году. Она повела себя очень некрасиво, когда возникли проблемы с арендой ресторана для празднования. Да еще и охранник заведения неудачно вывихнул руку Кристине, когда девочка пошла танцевать не в тот зал. Виновником произошедшего Алла назначила своего мужа.

«Тогда впервые и подумал: с кем же я связался? До этого у меня были идиллические представления о наших отношениях. Если бы Пугачева попала в какую-нибудь историю, я бы первым бросился на ее защиту. А тут она вела себя совершенно отчужденно.

Мы не повздорили, не перешли на повышенные тона, но у меня с глаз будто пелена спала. Именно тогда я пережил крах своих иллюзий в отношении Пугачевочки. Ведь как раньше считал: люди женятся для того, чтобы всю оставшуюся жизнь провести вместе. А тут ясно понял, что долго жить с Аллой не буду»

Стефанович с Аллой в Польше. 1980 год

***

Все 4 года брака были наполнены интересными событиями. Постоянные разъезды, съемки, общение с творческими людьми, работа-работа-работа…

Большим камнем преткновения стал проект Стефановича – музыкальный фильм-драма «Душа»(1981), который изначально планировалось назвать «Рецитал». Главную роль должна была исполнить Алла, но в итоге все вышло так, что ее исполнила… София Ротару.

Это был удар, после которого развод режиссера и певицы уже был неминуем.

Почему все пошло наперекосяк? Пугачевой удалось накалить обстановку на съемочной площадке до предела, настроить против себя буквально весь коллектив. «Я говорю: «Объясните актрисе, что есть сценарий, утвержденные костюмы и так далее». Второй режиссер все это сказала Алле Борисовне, на что она ответила пожилой женщине: «Тебе не нравится мое пальто? А мне не нравится твое!» Дернула ее за кожаное пальто и разорвала его на этом ни в чем не повинном человеке».

Пришлось срочно искать замену, корректировать сценарий. Алла про себя ухмылялась, мол, ищите-ищите, лучше не найдете! Нашли. И почти сразу.

София Михайловна же оказалась безропотной умницей: за пару дней проштудировала сценарий, сработалась со всем коллективом и работать с ней было просто и приятно. Съемочная группа буквально на руках ее носила.

Шуточный автограф Софии в записной книжке А.Стефановича. После того, как София узнала, что Алла ставила автографы каплей своей крови, она отрезала свой ноготь в шутку.

***

«Мы с Пугачевой подали на развод, причем я первым написал заявление во Фрунзенский нарсуд. Нас быстро развели, а раздел имущества оставили на потом. У каждого началась своя жизнь, но этот раздел над нами висел и мы не знали, как к нему подступиться.

Через несколько месяцев звонит мне наш фотограф Слава Манешин: «Александр Борисович, Алла хочет с вами встретиться».

Подъезжаю в условленное место.

Алла садится ко мне в машину, мы едем на смотровую площадку Ленинских гор, это недалеко от Мосфильма. Вокруг, как сейчас помню, кучи снега. Алла говорит:

– Слушай, неужели не можем по-человечески все решить, не скандально? Давай подпишем мировое соглашение и разделим имущество по взаимному согласию»

Так и поступили. После развода его перестали выпускать из страны, даже в соц страны. На годы ему перекрывали кислород. Но позже все наладилось. За последующие 30 лет Стефанович ни разу не видел Аллу.

А.Стефанович скончался от последствий коронавирусной инфекции в 2021 году, ему было 76 лет.

***

После развода с Пугачевой Стефанович официально больше не женился, хотя романы у него были. Режиссер встречался с последней Мисс СССР Юлией Лемиговой, топ-моделью Аллой Мочернюк (он снял ее в своей картине «Начни сначала»), а в 2011-м году сделал предложение Ангелине Вовк – то ли всерьез, то ли в шутку.