Фраза «Россия хранила на Западе активы на 300 млрд долларов» не означает, что из Москвы в Европу шли вагоны, набитые наличкой, а потом эта наличка складировалась в хранилищах европейских банков.
Современные деньги — это, по большей части, «цифры в компьютере». Они переводятся со счета на счет и нет какого-то конкретного места, где они физически хранятся.
Более того, деньги в форме именно «денег» также практически никто не хранит. Даже обычный человек, если ему доведется заполучить более-менее крупную сумму, не будет просто держать ее под подушкой или на карте.
Скорее всего на деньги будет куплена недвижимость, или акции (доля бизнеса), или облигации (долговые бумаги), или хотя бы будет открыт вклад в банке.
То есть даже обычный человек понимает, что деньги не должны лежать просто так. Они должны РАБОТАТЬ и преумножать сами себя.
Тем более это понимают финансисты в Европе. Так называемые «активы России» не лежали мертвым грузом на счетах европейских банков.
Эти деньги там заставляли работать. Например:
- Выдавали из этих денег кредиты европейским организациям и гражданам
- Вкладывали эти деньги в инвестиционные фонды (т.е. в акции и облигации)
Теперь представим, что Западу нужно отобрать 300 млрд российских долларов и передать их третьей стороне. Что это значит?
- Что выданные под эти деньги кредиты нужно досрочно вернуть (то есть вернуть их должны те европейские компании и граждане, которые эти кредиты брали), а т. к. досрочно этого делать никто не будет (для этого есть кредитный договор), то банки должны раскошелиться и отдать третьей стороне собственные деньги
- Что купленные на эти деньги акции и облигации нужно продать
Сами понимаете, что такое почти невозможно. 300 млрд — колоссальная сумма.
- Если на такую сумму «раскулачить» европейские банки (которые понавыдавали кредиты) — они могут и не выдержать.
- Если на такую сумму выбросить на рынок акции и облигации — цены на них резко упадут и это может обрушить фондовый рынок.
- Если на эти деньги была куплена недвижимость — ее нужно продать, что также может обрушить рынок недвижимости и т. д.
Таким образом, нельзя просто погрузить 300 млрд в вагон и отвезти их третьей стороне.
Любая передача наших активов ударит по экономике тех стран, которые эти активы хранили. И это мы еще не берем такие негативные последствия, как:
- А) Имиджевый удар по Европе, которая всегда считалась тихой гаванью для капиталов. Воровство европейцами чужих резервов несомненно вызовет отток вложений и других стран.
- Б) Любой выброс дополнительных 300 млрд на рынок вызовет инфляцию доллара и евро. По-сути, это то же самое, что напечатать эти 300 млрд на станке, а с этим у них там сейчас проблемы. Экономика перенасыщена деньгами и западные регуляторы, наоборот, стараются выводить деньги из оборота, чтобы сдержать рост цен.
Таким образом получается, что хоть им и очень хочется забрать российские активы, но последствия слишком негативны. Поэтому они договорились использовать лишь доходы от активов. Например:
- Если банк выдал эти активы в виде кредитов, то передать третьей стороне можно лишь доходы банка от этих кредитов
- Если банк вложил эти деньги в акции, то передать можно дивиденды, полученные от акций
И так далее.
Более того, даже и эти доходы от замороженных активов не будут переданы в полной мере. Речь идет лишь об «излишних» доходах.
Что это такое?
Ну, вот, допустим, банки прогнозировали, что замороженные активы России за год должны принести доход на 30 млрд. А они взяли и принесли доход на 35 млрд. Вот эти 5 млрд «излишних» (незапланированных) долларов и можно передать третьей стороне.
Правда, даже и 5 млрд там не набирается. Аналитики пишут, что всего по данной схеме получится отобрать и передать третьей стороне лишь 3 млрд доллара за год. Впрочем, и эти деньги мы обязательно вернем, причем с процентами.