Как справедливо писал А.В. Харламенко, колониализм и деление на центр и периферию вовсе не начались с эпохи империализма, как ее обозначил Ленин. Наоборот — само развитие капиталистической ОЭФ с самого начала стремилось к общепланетарности, и развитие Европы происходило за счет массированного ограбления сначала колоний на Востоке, а затем и Нового Света. Ограбления во всех смыслах, причем никому даже не приходило в голову, что в этом есть что-то плохое. Нормально же: приехали, посмотрели — ага, вот это можно взять, и то, и золото, и серебро. и хлопок, пряности, и что там еще есть хорошего? Заодно заберем все из местных храмов и домов богачей, возражать местные же не будут, а возразят — найдем методы. Кстати, заодно приберем и местных. подумаем, как их пристроить. Как бесплатную рабочую силу на месте? Как колониальные войска для подавления восстаний? Как рабскую силу на вывоз? Если никак не пристроить, то можно хотя бы устроить на них охоту и вообще лучше, так сказать, зачистить.
Далее наступает стадия собственно империализма как такового, фаза монополий, которую подробно описал Ленин, кому интересно — прочитайте уже наконец «Империализм как высшая стадия капитализма».
Здесь отношение к колониям особенно не меняется, хотя уже появляются свободные формально, но зависимые фактически государства — см. историю отношений США и Латинской Америки.
И наконец после 2й мировой войны, вместе с набирающей силу переходной эрой социализма, появляется новая фаза империализма, о которой сейчас уже пишут многие. Назовем ее гиперимпериализмом: высочайшая концентрация капитала в руках буквально немногих собственников на Земле, господство фактически одного супергосударства и формирование системы «дистриктов», где одни государства относятся к «Центру» и приближены к хозяевам мира, другие выполняют роль цепных псов для этого центра. третьи — периферия разной степени угнетенности.
Гиперимпериализм опирается уже не на политически покоренные колонии, их время прошло (хотя они пока еще и существуют в исчезающем количестве). Это время неоколониализма, когда в принципе происходит то же самое — выкачивание ресурсов, забирание всего. что есть ценного, использование дешевой рабочей силы (и уже даже перекладывание воспроизводства населения на периферию). Но однако механизмы всего этого неочевидные, скрытые, и подавление происходит не прямо, а путем вранья и манипуляций.
Интересно в этом плане сравнить идеологические составляющие этих эпох.
Первая эпоха — еще не империалистического (хотя как посмотреть) колониализма характеризуется девственной бесстыдностью и «очевидностью» права белых на господство. При этом еще даже не происходит какого-то унижения покоряемых народов. Это, так сказать, библейский старозаветный подход к ситуации: народы боролись друг с другом, один победил, и что же тут плохого? Естественно, что победитель имеет право на все. «Запад есть Запад, Восток есть Восток», то есть побежденный даже пользуется некоторым уважением. Расовые теории еще не получили большого распространения, хотя уже и создавались (надо понимать, что эти периоды вполне пересекались, захлестывались, и в чистом виде их выделить не получится). Даже индейцы Северной Америки, которых уничтожали, тем не менее, считались вполне себе достойным противником. Они проиграли. Чего вы хотите? Бог (а у протестантов упор на Ветхий Завет был особенно сильным) вообще требовал от избранных истребления окружающих.
Вторая, собственно империалистическая эпоха, характеризуется ростом расизма. Конечно, расизм возник значительно раньше, скорее ради оправдания черного рабства. Однако в полной мере он получил свое развитие именно в эпоху империализма. Расистские теории были конкретно сформулированы и применялись. Оказалось, что господство белых требует еще и какого-то оправдания (в конце концов, эпоха завоеваний закончена, и все время вспоминать о былых победах, опасных путешествиях, и о том, что те же индейцы когда-то представляли угрозу — немного странно). И это оправдание было найдено в том, что как любят писать доморощенные российские нацики, «мы все просто такие разные»! ну вот белые люди, они же понятно, более умные. чем какие-то негры. Правда, тех же российских нациков почему-то начинает напрягать (хотя и то, надо сказать, не всех) то, что немецкая расовая теория уже их, славян, считала недочеловеками «от природы». А ведь Гитлер приводил вполне себе те же самые аргументы — см. аргументы в брошюре «Унтерменш», о том, что дескать, огромные поля России запущены, не окультурены. и им требуется настоящий немецкий хозяин.
Расизм прост, как две копейки, и «очевиден». «Ну понятно же». Среди негров же нет «нобиливских лоурятов», как любят писать сверхчеловеки. Так же и гитлеровцам было «понятно», что и евреи, у которых куча сопливых грязных детей, пейсы и бабы в париках, и славяне, живущие в своих убогих деревушках и не жрущие пиво с сосисками по выходным, конечно же, расово неполноценны и подлежат порабощению и/или истреблению.
Все это — идеология собственно империализма, второй фазы мирового колониализма. А что же произошло сейчас?
Сейчас мы наблюдаем «борьбу с расизмом» (в результате которой особо умные люди побежали наоборот возрождать расизм, как «более прогрессивный»). Ну и действительно, расизма как такового на Западе стало меньше, он запрещен официально и не приветствуется неофициально, все мы люди, все братья, и все у нас как бы на равных участвуют в конкуренции на рынке труда. К тому же перекладывание труда по воспроизводству населения на расистской почве невозможно. Это вы думаете, что «мусульмане заполонили Германию». А на самом деле во 2м, 3м и далее поколении это такие же немцы, только смуглые. черноволосые, ну и вполне возможно. они будут вспоминать, что их предки так-то были мусульманами, и «отмечать» в семье не Рождество, а Ураза Байрам. Причем спокойно будут отмечать и рождество тоже. Причем это никому не мешает сейчас, и не будет мешать в будущем. Религиозность сама по себе схлынет, а без нее традиции — это чистый косплей и повод повеселиться.
А как же оправдание неоколониализма? А оно приобрело новую форму, этическую.
Мы не потому бомбим какую-то страну, что они мусульмане или темнокожие, или вообще другие. А потому, что они этически плохи. У них нет свободы. У них нарушаются права женщин. У них тоталитаризм и диктатура.
Мы не потому отменяем русскую культуру, что русские от природы плохи и рождены недочеловеками. А потому что у них такая культура, которая превращает их в рабов, жестоких и злобных насильников и т.д. Такую культуру мы видеть не хотим, ведь мы этически выше и прекраснее (например, даже передачи про русский балет снимают о том, какое это насилие над детьми — типа, а вот в других странах балерины и танцоры вообще же не занимаются по 8 часов в день…)
Мы не потому оправдываем геноцид палестинцев, что те арабы и недочеловеки. А внимание — потому что они «совершили ужасное, бесчеловечное нападение на израильтян». И чо, теперь можно 15 тысяч детей убить. в чем проблема, есть же оправдание.
Собственно, поэтому теперь прежняя форма войн ушла в прошлое, и «белые люди» больше не будут вот так прямо брать и нападать — нет, нападать всегда будут «плохие». Конечно, все будет организовано так, что они нападут. Перед этим несколько лет все газеты будут трубить, что «они вот-вот нападут!» Потом они действительно нападут, потому что на самом деле перед этим нападут на них — но это не будет афишироваться или будет подано как пустяки, не стоящие внимания (да вы чо, никто не бомбил этот ваш Донбасс и ничего такого в начале февраля 2022 не началось!). И даже прямые нападения Запада всегда обставляются «этически оправданно»: якобы в Ираке было химическое оружие, против Асада в Сирии вообще «восстал народ». а Запад совершенно ни при чем, ну а Каддафи «уничтожал собственный народ».
Ну и в общем и целом у нас теперь не «цивилизованные люди и дикари», не «арийцы и недочеловеки», не «бремя белого человека». Нет, у нас теперь есть «мир свободы, демократии, человеческого достоинства» — и ужасный мир «тоталитаризма, авторитаризма, ненависти, пыток, отсутствия прав человека и т.д.»
А результат, собственно, практически тот же самый. Центр живет за счет периферии.
К счастью, у нас формируется в мире сила, готовая противостоять этому центру. И тем самым приближать новую стадию переходной эпохи, когда весь мир будет приближаться к социализму.
Синяя Ворона