Очень много рассуждений о работе капитализма и социализма, об их преимуществах и недостатках. При этом приверженцы капитализма, меряют социализм тем что было в СССР(не в лучшие годы) и других народных республиках (по сути совсем не социалистические), да ещё, чаще всего используется слабости установленного порядка в таких странах, которые больше выглядят как эксперимент или по другому начального вариант построения социализма в отдельно взятой стране, причём с агрессивным окружением, что естественно усложняет и искривляет принципы управления и влияет на условия для построения социализма (нормального). При этом капиталистическую систему, они меряют, по высокоразвитым странам с установившимся высоким уровнем социальной защиты (что в корне не верно, так как в этих странах уже просматриваются социалистические тенденции), да ещё и по малому(считай семейному) и среднему бизнесу, забывая о крупном (монополистическом) бизнесе, который и влияет и создаёт условия управления обществом.
Социалисты, наоборот, ставят акценты на работе крупного бизнеса, финансовых систем, эксплуатации человека человеком, что более объективно, так как отражают суть капиталистической системы, забывая что стимулы, агрессивность производительных сил, при капитализме выше, что нивелирует некоторые недостатки этой системы.
У социализма множество нюансов возникающих в ходе построения, тем более если это начальные варианты, ведь само построение социального государства сопряжено с множественными подходами к жизни общества и человека, что делает такую систему сложной для настройки и адекватных решений, особенно учитывая уровень культуры и нравственности. Капитализм пользуется более упрощенными методами управления и в этом его преимущество.
Другими словами обе стороны не совсем правы, можно сказать, что их суждения не достаточно объективны, так как освещают только одну сторону работы систем, принижая другую, не учитывающие многие нюансы построения общества, в поле материальных и пространственных реалий, да ещё в разных временных рамках и климатических зонах.
Вот поэтому стоит разобраться в механике работы капитализма и социализма.
Но для начала, стоит разобраться в тенденциях развития нашей цивилизации, вернее развития экономики, а они начиная с рабовладельческих времён, основаны на эксплуатации человека человеком, и росте конкуренции, при этом малый бизнес в виде портных, крестьянских хозяйств, башмачников, кузнецов был всегда, а вот средний и крупный бизнес начал появляться по мере развития экономики мира. Крупный бизнес появляется уже при капитализме, и можно сказать становится основой системы капитализма, выделяет эту систему, систему, где капитал правит всем, при этом нужно понимать что укрупнения предприятий (бизнеса), есть результат конкуренции, когда выживают более сильные поглощая более слабых. При этом частная собственность на средства производства так же развивалась и росла, до уровня крупных владений (владения крупного капитала), что и выделяет систему капитализма, т.е. основным определяющим фактором капитализма является возможности накопления, если грубо средств влияния (власть над теми кто обеспечивает доминирование частного лица или группы лиц, читай через эксплуатацию рабочих). Далее стремление иметь прибыль и как можно больше движет человеком (частным лицом, владельцем средств производства), иметь как можно больший капитал, что так же стимулирует рост бизнеса, и в дальнейшем это начинает перерастать в появление монополий. А так как продукции выпускается всё больше и больше то начинается перепроизводство, прибыль снижается, а с этим снижается и принцип получения прибыли, эксплуатация человека человеком, и уровень рыночных отношений. То есть мы видим тенденцию роста(накопления) капитала, в виде роста бизнеса, до уровня монополий, и снижение уровня прибыли, а с этим рыночных отношений и эксплуатации человека человеком, т.е. появлению новых отношений. Но не будем забегать вперёд.
И так, капитализм.
В основе системы Эксплуатации человека человеком лежит частная собственность на средства производства, т.е. именно это условие создаёт среду для эксплуатации человека человеком, что в свою очередь, создаёт противоречие отношений и рост классового неравенства.
Здесь стоит разобраться, что такое в современном понимании средства производства, ведь одно дело владеть средством производства, а другое дело как его использовать или не использовать. Можно дать такое (упрощённое) определение, всё что может давать добавочную стоимость продукта (приносить прибыль) можно считать средством производства, например, деньги данные в кредит под проценты или сам продукт продаваемый по завышенной цене(спекуляция), квартира отданная в наём, машина, земля, электричество, мысль (идея), т.е. всё это, если находится в частном или групповом владении и приносит прибыль(добавочную стоимость) хозяину этой собственности и есть средство производства. Но далее есть некий нюанс, это когда средствами производства владеет, например семья или некий коллектив, и использует это средство производства для создания или поддержания внутреннего порядка (в своей семье или коллективе) или повышения своего комфорта не привлекая наёмную(внешнюю) силу, т.е. не извлекая прибыль из кого то вне своей внутренней (замкнутой) системы. В таком варианте принцип эксплуатации человека человеком, будет отсутствовать. Ведь внутри семьи, коллектива, прибыль не прибывает из вне, она есть результат (фактор) повышения энергетического(производительного) баланса этой замкнутой системы от использования средства производства, (тут стоит понимать что само средство производства могло прийти(куплено) из вне, за счёт трудового вложения или обмена, но это не прибыль это обмен, если конечно он был равновесный по уровню трудового вложения).
Короче, коллектив (семья) , продал продукцию с наценкой (прибылью) 50%, и распределил между всеми членами коллектива исходя из КТУ(коэффициента трудового участия) в производстве этого продукта, т.е. они повысили свой комфорт, за счёт дискомфорта покупателей на 50% процентов цены продукта, в таком варианте они эксплуатируют покупателя , причём если исходить из частного характера получения (распределения) прибыли то каждый (в данном случае) повышает своё собственное благосостояние за счёт других, а это уже эксплуатация человека человеком. Но если продлить цепочку таких отношений, например многими предприятиями, в которых изготавливается другая продукция которую покупает все (и этот коллектив), с такой же наценкой прибыли, то эксплуатация ч-ч, нивелируется так как условие где идёт повышение комфорта за счёт других не выполняется, в таком варианте все находятся в равном (равновесном) положении к друг другу (во времени и пространстве работы такой системы), и в общем все выигрывают так как выпускаемая продукция растёт, вернее должна расти. Тут только есть вопрос, а смысл прибыли (наценки) 50%, ведь и прибыль нивелируется (обратно же со временем) , т.е. за что продал за то и купил.
Естественно в реальности такая ситуация может возникнуть только если владелец всех производств один, например государство или общество, а так как в реале владельцами являются частные лица, и они стремятся иметь прибыль, то в такой цепи кто то проигрывает, а кто то выигрывает, а это чаще работник и покупатель(что одно и тоже), т.е. эксплуатация при частном владении крупной собственности (не только средствами производства), неизбежна.
Это касается и если прибыль вложили в некую общественно-доступную инфраструктуру, например школу, садик, больницу, жилой дом, который помимо работников предприятия доступен обществу или будет доступен обществу в целом, то в таком варианте, принцип эксплуатации отсутствует, так как есть социальное накопление, накопления которые могут обеспечить в будущем или настоящем, повышение благосостояния общества, будущих детей и внуков.
И так средства производства в частном владении, дающие прибыль этому частному лицу, автоматически приносит убыль всем тем, кто обслуживает эту собственность, (трудится на владельца или группу) и прибыль владельцу, частному лица(или группы лиц), что и говорит об эксплуатации (человека человеком) всё это является сутью определения(работы) системы капитализма.
И так главной особенностью капитализма есть эксплуатация, человека частным лицом или группой лиц, при этом эксплуатацией можно назвать и торговлю, где торговец извлекает прибыль(через средство производства рынок или магазин), из покупателя, завышая цену своего товара. Это не значит что продавец или хозяин средств производства не должен получать оплату за свой труд, тут всё упирается в то что принципы эксплуатации начинаются тогда, когда часть труда покупателя или рабочего отнимается в пользу хозяина с последующим накоплением как фактора влияния, в виде добавочной стоимости продукта, и это является эксплуатацией человека человеком. Тем более если эти капиталы накапливаясь способствуют чрезмерному росту комфорта хозяина за счёт подчинённой части народа.
Также можно считать эксплуатацией принцип акционирования, когда акции владельцев предприятий, ресурсов, земли, дают дивиденды (дополнительную оплату порой без вложений труда или участия в работе этого предприятия), т.е. за счёт эксплуатации рабочих этого предприятия. Это относится и к любым ресурсам, если они приносят прибыль в виде добавочной стоимости на рынке.
Тут может возникнуть вопрос как измерить труд продавца, хозяина и покупателя. В том то и дело что всё зависит от системы ценностей, для капитализма это рынок, это фактор желаний (эмоций) между продавцом и покупателем, где продавец изначально находится в более выгодном положении, так как покупатель(рабочий) больше и чаще зависит от благ цивилизации, особенно пищи и одежды.
При социализме (коммунизме), будут другие методы измерения, например система рейтингов (оценок деятельности человека, производстве материалов, добыче ресурсов), можно предположить что энергетические принципы измерения труда будут джоули, килокалории, киловаты.
Кто то, скажет что ничего плохого в частной собственности на средства производства нет, наоборот хозяин лучше будет заботиться, а значит управлять этой собственностью, а стараясь извлечь прибыль, будет с большей энергией размышлять (и делать) что нужно для улучшения работы своей собственности, и эта логика вполне адекватна(нормальна).
Только если начать мыслить шире, то мы увидим, что владение средствами производства, а с этим настройки частным лицом, внутренних правил и законов своего предприятия, например, факторов стимулирования работы этих средств производства и тех кто на них работает, создаёт психологические факторы(среду) владения начиная с рабочих которые работают или зависит от этого средства производства и потребителей которые покупают этот товар, а значит зависят от хозяина этой собственности. То есть, не на прямую, но рабочие так же становятся частью средств производства(живыми средствами производства), а значит некой собственностью владельца этих средств производства, ведь чувство владения (собственности) которое испытывает хозяин к средствам производства привязано и к тем кто на них работает(через правила, законы и отношения между хозяином и рабочими, и ближайшего руководства).
Другими словами, рабочие (грубо говоря) являясь «рабами» средств производства (пусть 8 часов), становятся и «рабами» частного лица(владельца этих средств производства), а это создаёт противоречия в отношениях (не смотря на то что к этому привыкают и даже считают вполне допустимым, обыденным).
(по крайней мере, такой порядок существовал, во времена рассвета капиталистических отношений это было естественным явлением, сейчас наступают времена влияния социальных факторов, культуры и нравственности, но это уже тенденция изменения системы капитализма).
Тут кто то может сказать что какая разница для рабочего, кто его эксплуатирует, частное лицо (или группа) или государство, ему так и так тяжело, но в том то и дело что общество получая прибыль от этой эксплуатации распределяет её на всё общество, т.е. накапливая блага оно создаёт условие роста благ каждого, когда как частное лицо накапливает блага для себя своей семьи, по сути, отнимая блага у общества. Тут можно говорить что параллельно с ростом благосостояния хозяина, тем более в конкурентной среде (стимулов производства), более быстрого роста производительных и технологических сил, и покупателю(рабочему) больше перепадёт благ, что верно, но это лишь потому что продукт имеет тенденцию накапливаться, вот только это не меняет классового противоречия, когда одни богатеют и жиреют, а другие гробят своё здоровье, выживают. То есть, тут стоит учитывать человеческий фактор, и растущее влияние продавцов через накопление потенциала, которые пользуясь эмоциями покупателя, стараются развратить его (обмануть), стимулируя его потребительский интерес, порой в сторону порочных факторов (пьянство, наркотики, игромания), а далее рост преступности, стимулирование порочности человека и т.д.
То есть, нужно учитывать преимущества капитализма, она развивает технологии, окружает нас комфортом, но не стоит забывать о системе ценностей, которые стимулирует капитал. Что стремление к прибыли (в условиях конкуренции) толкает человека-продавца на использование слабостей человека-покупателя, играя на его порочных качествах (ведь человек это скорее культурное животное), и такое стимулирование развращает общество (достаточно сравнить нравственность 19 века и сегодня), что делает такую систему эмоциональной (неравновесной). Исходя из формата такого развития, когда частое возбуждение животных желаний затуманивают разум, делает человека (временами) безобразным.
Не сложно предположить к чему это может привести (что мы и наблюдаем в сегодняшней жизни, такое чувство, что все(власть и народ) сходят с ума).
Другими словами, стоит понимать, что стимулирование бывает разным, не только сильным или слабым, но и что оно стимулирует, паразита или трудягу, наркомана, преступника или честного, справедливого, т.е. разные механизмы, которые в ходе стимулирования, могут созидать или разрушать. Ведь всё меняется в пространстве и времени, например, папа-предприниматель выстроил своё предприятие заботясь о рабочих честно (более менее) выстраивал материальное будущее своих детей и внуков, но увы уделял мало времени воспитания сына и вот сын, как наследник, становится владельцем предприятия, сможет ли он, так же управлять или наймёт управляющего, а сам будет сидеть в барах, на курортах, стимулируя проституцию, наркоманию, алкоголизм, игроманию, паразитируя на своих рабочих. Государство, конечно пытается сдержать такое влияние капитала (налоги), но по мере монополизации экономики идёт слияние крупного капитала с государством и даже государствами, так как суть развития в условиях конкуренции, можно выразить одним словом «выживает сильнейший» т.е. останутся единицы самых самых, т.е. нужно понимать что система развивается по разному в начале так(поиск правил работы системы), в середине своего развития уже иначе(накопление капитала), а в конце как мы видим (появление монополий и рост их влияния).
К тому же следует понимать, что среда богатых оформляется в некий социальный слой (класс) со своими законами и правилами поведения, а с этим дополнительно создаёт условия для возникновения отчуждения и противоречий (межклассового психологического напряжения) когда богатых раздражают бедные, а бедных богатые.
И так заключаем, основа капитализма это эксплуатация человека человеком, как результат работы механики частного владения (и использования) средствами производства и извлечение прибыли (добавочную стоимость), а также конкуренция как дополнительный стимул работы этих механизмов капитализма. Как результат такой системы мы видим стимулирование порочных(животных) качеств человека, что влияет на ценностный потенциал общества, снижая культурный и нравственный уровень человека (стимулируя его потребительский интерес в ущерб духовному).
А теперь психофизический портрет (если рассматривать капитализм и социализм как некое существо).
Здесь мы опишем основные вариации капитализма, развитого и старческого.
И так капитализм, физически очень сильное, ловкое, быстрореагирующее на внешние вызовы, существо, с высоким уровнем тестостерона, эмоциональное и даже временами агрессивное. Оно активное и работящее, но в основном из желания доминировать (удовлетворить своё ЭГО), а это толкает на желание больше командовать (эксплуатировать) чем работать самому(физически), из этого проявляется следующий фактор, воплощение своих желаний организацией внешней среды и за счёт это внешней среды создавать себе комфорт, и далее желание развлечься, поиграть, в основном в азартные игры. Такое существо больше холерик(сильный тип), но холерики плохо управляют своими эмоциями, при этом оно индивидуалист (эгоист), для такого существа личная собственность, особенно в формате повышения статуса своей индивидуальности играет важнейшую роль, что делает его прагматичным в постоянном поиске своей выгоды в основном материальной в ущерб духовной. И что немаловажно, такое существо, хорошо воспринимает принцип конкуренции, которая хоть и раздражает, но поддерживает уровень адреналина, держит в тонусе, т.е. капитализму это нравится.
Тут стоит понимать что положительные качества (сила, ловкость, быстрота) могут играть на руку как положительным, так и отрицательным качествам (эгоизму, желанию доминировать, эмоциональной неустойчивости, отношение к собственности), т.е. всё зависит от ситуации (внешних условий жизни), и увы при конкуренции они чаще влияют отрицательно.
По мере старения капитализм, становится более громоздким, скрытным, уже не так стремится к играм, физическому проявлению ( адреналиновой накачке), не любит конкуренцию, весь прагматизм действий направлен на защиту себя и семьи(своей группировки, своего класса, подчинённой части государства и монополий), т.е. собственность уже не столь важна как форма доминирования, сколько важна для защиты, и возможностью контролировать и управлять внешними процессами (в основном для защиты интересов семьи, класса) и по возможности расширять этот контроль (расти вширь), хотя желание доминировать ослабевает, приходит понимание, что без нормальной внешней среды не может быть нормальной безопасной жизни (своего класса), т.е. разрушение среды (экология) создает беспокойство (когда раньше это не имело большого значения). (Тут стоит понимать что слияние крупного капитала и государства на этом этапе неизбежно)
Что делает такое существо не безопасным для окружающих (вне своего круга, семьи или группировки-государства), так как накопленные силы (за времена молодости) хоть и делают такое существо не поворотливым, но принцип защиты(семьи, класса) вынуждает быть безжалостным в желании контролировать внешнюю среду, порой на уровне глобальных процессов, вплоть до насильственных методов(даже войны за ресурсы). При это Рост количества транснациональных корпораций не высок, так как тело капитала(руки, ноги, голова) уже сформировалось а вот количество филиалов(предприятий торгующих продуктом монополий) постоянно растёт.
Теперь социализм и коммунизм. (так как социализма по сути ещё не было то описание только через психофизический портрет)
Социализм на начальном этапе, существо активное, оно не столь ловкое, сильное, быстрое, как капитализм, но стремление одно, такое общество уделяет много внимания разуму с контролем вирусных (накопление комфорта) особенностей человека, за счёт этих разумных действий находит весьма эффективные методы созидания, плюс экономность, что весьма положительно сказывается на росте благосостояния всех, (конечно в рамках доступных средств). А так как принципы экономии снижают влияние (ценность) материальных благ, то следовательно повышают, делаются акценты на ценность духовных скрепов, при этом духовность, как правило, несёт объединяющую силу(общества) чаще на принципах любви, взаимопомощи и взаимопонимания, т.е. всё упирается в принципы такого объединения, например, любовь к родине (патриотизм) или к нации (национализм) или к некой религиозной сути. Все эти факторы могут нести как положительную, так и отрицательную роль, и разную степень рисков для общества и для окружающего.
Что так же делает такое существо (имеется ввиду молодое) не безопасным, ведь риск использования общества в неком едином (объединенном) формате человеческих ресурсов создаёт риск фашизации, т.е. возврат к принципам капитализма, т.е. колебания неизбежны. Стоит понимать, что если лидер, вождь общества (на начальном этапе социализма) имеет (берёт себе) больше благ и возможностей влияния или использования власти чем его члены, простые граждане, фактически становится эксплуататором, а это уже правила капитализма. То есть грань между капитализмом и социализмом вначале очень тонкая, фактически это смешанная система, такой адаптационный период перехода к коммунизму, должен занять много времени(может несколько столетий).
(всё же капитализм более груб и жесток, социализм в этом случае более мягок и понимающий, например, в плане экономного использования ресурсов и заботы об экологии.)
При этом стареющий социализм, становясь мудрее, становится более приветливым и даже добрым, такие качества как национализм или «религиозность» теряют свою силу, понимание что среда обитания важна для безопасности будущего, да ещё принципы любви формируют основу более широкого(глобального) восприятия себя и мира, по сути это коммуникационная форма жизни, или по простому коммунизм. Семья становится тем краеугольным камнем (мерилом) бытия которое начинает объединять и примерять всех.
Коммунизм как существо, выглядит не столь активным(производительным), но и не пассивным, скорее это мыслитель, творческая личность, с философским отношением к жизни, он любит себя и всех вокруг себя, так как понимает цену себя и близких, семья (логика семьи) не просто основа отношений в обществе, а суть этого существа(общества). Коммунизм это высокая духовность на фоне минимального (для нас вполне высокого) уровня комфорта, т.е. высокий комфорт(большая собственность) считается чем то ущербным, отнимающий силы для творческого поиска и духовного роста. Понимание что человеку не столько нужны материальные блага (есть некий предел, ведь частная собственность отягощает, так как её нужно обслуживать, а это отнимает время и силы), сколько хочется, что бы его услышали, понимали, любили, ценили, поэтому такая систему(существо) будет перевоплощаться (постепенно) к коммуникационной форме жизни (коммуникационному разуму, пример дельфины, пчёлы).
Естественно Коммунизм, это не последняя форма развития общества, не смотря на достаточно долговременный период существования такой системы, всё же она поменяется, в какой то мере в худшую систему, так как перестанет ограничивать порочные желания человека, а с этим глобальный контроль перейдёт из позиции повальной идентификации и семейной связанности, в сторону внутреннего семейного(родового) контроля, т.е., семья обретает свою локальную общность, отдельную от общественного влияния, (через семейную собственность), т.е., Законы семьи хоть и согласуются с законами общества (например, через культуру), но уже имеют свой индивидуальный характер (управленческую и нравственную суть) через высокий уровень семейной(индивидуальной) защищённости, (имеется ввиду что сейчас семья находится под защитой государства (общества), то в будущем будет иметь ресурсы достаточные (и даже более чем) для своей(семейной) защиты, а следовательно независимый характер своего существования, например собственные производительные силы(роботы). В моём понимании это будет эра робото-владения, думаю это будет самая производительная эра на планете, так как тут соединится творческий порыв(от коммунизма) с огромными производительными возможностями (роботов) каждого (семьи).
Кто то может сказать что, мол давайте сразу перепрыгнем социализм/коммунизм и перейдём к строительству робото-владельческой системы, мол у нас есть научный потенциал, только не понимают что сегодняшний человек имеет такие вирусные наклонности, что дай ему силы Бога, он всё разрушит и вообще уничтожит себя как вид.
vitolg