В российском интернете невозможно сделать работу, которую не смешают с грязью в комментариях. Даже если вы организовали приют для бездомных котят и лично на свои деньги снимаете их с деревьев, кормите, лечите и отдаете в добрые руки с бесплатной доставкой, по мнению интернета вы всё равно сделали плохо:
Вы построили неправильную бизнес-модель
Вы стимулируете размножение бездомных животных, которые разносят смертельные болезни
Вместо того чтобы работать на заводе, вы занимаетесь какой-то ерундой
Бесплатной доставкой вы демпингуете рынок доставки
Десять лет назад пересекался с вами на конференции, вы плохой человек
Брал у вас котенка, все нормально, но он слишком много спит
Вы это делаете по заказу производителей кормов для кошек
Вы поддерживаете популяцию кошек, а кошки злые, то ли дело собаки
Вы это делаете ради пиара. Пиаритесь на беззащитных котиках!
Своей деятельностью вы оскорбляете права геев, феминисток, веганов, мясоедов и чайлдфри
Вы лишаете людей возможности делать добрые дела
У меня была кошка, она поцарапала мне лицо
У меня аллергия на кошек
Вот так инновации! Девятилетняя девочка могла бы сделать то же самое!
Надо бороться с коррупцией во власти, а не котиков спасать
Надо спасать не котят, а российский малый бизнес
Котят надо не спасать, а топить
Котят надо спасать не из деревьев, а из абьюзивных отношений с детьми
Это неэтично — спасать котят, если они об этом не просят
Это неэтично — раскрывать имена котят, которых спасал
Это неэтично — показать фотографии котят без одежды без их осведомленного согласия
Это неэтично — продвигать свое имя на добрых делах
Вашей гиперопекой вы убиваете в котятах инициативу
Ваш сайт совсем скатился — теперь про котят пишет
Раньше вы работали в банке, что, наворовали и хотите отмыть карму? НЕ ВЫЙДЕТ!
Как можно с таким злым лицом спасать котят?
Вы спасаете не тех котят
Вы спасаете слишком мало котят
Вы спасаете слишком много котят
В Москве это любой дурак может спасать котят. Попробовали бы спасти котят в Нижневартовске!
Я спасал котят, еще когда это не было мейнстримом, вы все делаете неправильно
Завтра Китай придумает роботов для спасения котят, и ваш бизнес умрет
Котята на деревьях — это необходимая часть городской экосистемы, вы нарушаете ее
Вы используете одноразовые пеленки, которые отравляют океан и атмосферу
Вы поддерживаете заговор большой фармы, из-за которой у нас таблетки от спида стоят по десять тысяч долларов
Ваше спасение котят ни на что не повлияет, нашу страну уже не спасти
Вы повторяете спасение котят за каким-то известным спасателем котят. Могли бы и что-то пооригинальнее придумать
Когда вы уже начнете спасать коал?
Блокчейн перевернет индустрию котятоспасения, вот увидите!
Это скрытая реклама Тинькофф-банка. Отличная попытка, Олег Тиньков!
У вас плохой шрифт в логотипе
Логотип делали в студии Лебедева? Сразу видно
Надо было обратиться к Теме за логотипом
Увольте вашего дизайнера, у вас пиксель отклеился
Увольте вашего редактора, у вас опечатка
А что, запятые теперь выдают по талонам?
Только дебил будет писать «Сэйв-киттенс» по-русски
Правильно «в Украине»
Не осилил, слишком длинно
А потом вашу статью перепостят на форуме зоозащитников, и в комменты придут еще и эти ребята.
Почему так
Когда людям нравится ваша работа, они, скорее всего, молчат. Если не нравится, большинство просто пройдет мимо. Таких людей примерно 95—99%.
У некоторых людей ваш проект вызовет чувство неполноценности. Вы что-то сделали — а они нет. Вы выглядите хорошо, а они нет. Таких людей 1—5%. Они будут у вас в комментах. И вам будет казаться, что 100% читателей недовольны вашей статьей.
Это не единственный сценарий. Иногда у вас действительно ошибка или вы кого-то оскорбили, но вы это не перепутаете.
Поводы для грусти
Тут важно понимать, что люди, которые будут мешать вас с грязью, чаще всего не имеют ничего против вас и вашего проекта. Просто когда задето их ЧСВ, им нужно быстро и безболезненно реабилитироваться, и для этого нет лучшего места, чем комментарии. Их комментарии — это отражение их внутреннего чувства одиночества, непризнанности, недолюбленности, комплексов и проблем в семье.
Напрячься стоит, если:
- Вам указали на фактическую ошибку или неточность, ссылаясь на источники. Тогда нужно перепроверить
источники, понять причину неточности и исправить статью, насколько это возможно. - Кто-то аргументированно опровергает ваш тезис, ссылаясь на практику. Тогда имеет смысл вступить с человеком в полемику или даже включить его мнение в статью.
Что делать с комментаторами
Обычно отвечать человеку с уязвленным ЧСВ ничего не нужно — он набросил вам, ему полегчало, ну и славненько. Завтра он уже забудет об этом. Спорить с таким человеком бессмысленно.
Если человек указал на фактическую ошибку, поблагодарите его, пообещайте перепроверить и исправить. Поблагодарить — ключевое.
Если человек спрашивает что-то по сути — отвечайте по сути, подробно и вежливо, но без патоки.
Если человек жалуется на работу вашего сервиса, но это не относится к самой статье, включайте техподдержку и уходите в личку.
Что делать с клиентом
Лучше заранее подготовить клиента, что в комментариях откроется портал в ад. Прямо покажите ему эту статью или хотя бы часть про комментарии. Покажите ему любую статью на VC.ru. Вы, ваш клиент, пиар-отдел и все заинтересованные должны понимать, во что ввязываются.