Ситуация вокруг создателя Telegram Павла Дурова начинает обрастать все более странными подробностями. Миллиардер в среду, 28 августа, был отпущен Парижским судом под залог в 5 миллионов евро, но у него забрали все паспорта. Между тем на арене появился его родной брат — Николай, который, шепчутся в кулуарах, является не только истинным создателем мессенджера, но и носителем секретной информации, за которыми охотятся французские спецслужбы.
Эксперты в области IT-технологий рассказали, может ли Николай Дуров оказаться «серым кардиналом» мессенджера и как будет развиваться эта семейная история.
После скандального задержания Павла Дурова французские власти решили не останавливаться и объявили в розыск… его брата Николая. По некоторым данным, Николай Дуров живет в России и сосредоточился на научной деятельности, удалившись от бизнеса. Он считается талантливым математиком, с несколькими международными победами на олимпиадах и двумя докторскими степенями, и именно он разработал уникальный протокол шифрования для Telegram. На данный момент Николай работает старшим научным сотрудником в Математическом институте им. Стеклова Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Дуров-старший не имеет страниц в социальных сетях и ведет закрытый образ жизни, поэтому о нем очень мало информации в Интернете, и его текущее местонахождение неизвестно.
Президент Консорциума Инфорус, эксперт по кибербезопасности, интернет-разведчик и автор YouTube-канала «КиберДед» Андрей Масалович рассказал «МК», как связаны Николай и мессенджер.
— В Интернете говорят, что Николай Дуров очень хороший криптограф. Он может зашифровать коды в Telegram так, чтобы никто не вскрыл?
— Коды Telegram и так шифруются, что никто не может их открыть. Суть в следующем: во-первых, это два разных процесса. Один — модерирование контента и информирование властей о чем-то подозрительном. Если они замечают что-то подозрительное — это первая тема, которая не касается шифрования. Вторая — это когда спецслужбы хотят читать наши переговоры и получать информацию мгновенно. Во многих случаях это технически недоступно именно потому, что используется хороший алгоритм шифрования, который может оставаться надежным в течение нескольких десятилетий. Так что тут Николай ничего особенного не сделает.
— Насколько хорошо Николай известен в IT-среде?
— Нет, он не так знаменит. Николай на четыре года старше Павла, ему сейчас 43. Павлу в этом году исполнится 40, а Николаю — 44. Он был гением еще со школы, но в то же время — гением-одиночкой, нелюдимым человеком. По каким-то причинам он покинул фирму и фактически, после создания ВКонтакте, ушел в свой собственный мир. Впоследствии он вернулся в Telegram, где многое завязано на его решениях. Последний раз, когда я видел информацию о нем, он жил в Санкт-Петербурге, но где он сейчас — честно, не знаю.
— Что именно связано с ним в Telegram?
— Он занимался организацией криптографии и созданием так называемых приватных чатов. В общем, он разработал множество решений, связанных с архитектурой, функционалом служебных ботов и оптимизацией работы под нагрузкой. Другое дело, что то, что я сейчас вижу, похоже на очень тонкую игру.
Во-первых, Дуров зачем-то полетел во Францию, будучи уже персоной нон грата. Правда, ордер на его задержание выписали в последний момент, когда самолет уже садился. Тем не менее ходит легенда, что его якобы пригласил на ужин сам Макрон, и он собирался поужинать с президентом, полагая, что в таком случае его никто не тронет.
Также, если посмотреть на то, что его быстро выпустили под залог, и ему насчитали не 20 лет, а 10, — это уже говорит о том, что, вероятно, идет какой-то торг. И, возможно, сейчас они придут к какому-то знаменателю.
— Следовательно, есть вероятность, что он пошел на уступки спецслужбам?
— Ситуация развивается каждый день. Самое главное — если начнутся официальные пресс-релизы от имени Telegram с сообщениями о том, что «мы здесь подумали и теперь будем делать то-то», например, они заявят о более жесткой модерации контента, — это уже будет говорить о том, что Дуров и спецслужбы явно договорились.
Если явных пресс-релизов не будет, и Дурова просто тихо отпустят, это может означать, что он договорился со спецслужбами «под ковром». Это будет значить только одно: с Telegram все плохо, и с него нужно слезать.
В беседе с «МК» основатель, генеральный директор группы компаний DZ SYSTEMS Дмитрий Завалишин говорит, что Павел Дуров может быть публичной «аватаркой» Telegram, а на самом деле его владельцами являются другие люди.
— Такое вполне может быть, но мы об этом никогда не узнаем, поскольку вопросы кулуарных, подковерных договоренностей остаются скрытыми, чтобы никто о них не узнал. Так что да, это может быть правдой.
— Как часто используют схему с публичной «аватаркой»?
— На самом деле за Telegram, как и за любой соцсетью, стоят совершенно другие люди. Если мы говорим о любом успешном бизнесе, то, как правило, за ним всегда стоят два человека. Один из них — технический гений, а другой — человек, который двигает проект, бегает, знакомится, дружит, договаривается, организует…
Мне кажется, что здесь как раз такая пара. Такие технари, как Николай, любят сидеть в тихом углу и тихо разрабатывать сложные, красивые системы — и не склонны выстраивать коммуникации вокруг них. И похоже, что ситуация здесь ровно такая: один из них — это человек, который технически всё правильно сделал, а второй — это тот, кто сумел донести это технически правильное решение до мира, сделать так, чтобы оно было востребовано, известно и повсеместно использовалось, чтобы мы это любили.
— Николай Дуров может быть тем самым «серым кардиналом»?
— Я не очень верю в это. Обычно технари не бывают такими людьми. Французское правительство объявило его в розыск просто для полноты картины, условно говоря. Кроме того, возможно, у них есть еще одна мысль: если Павел будет несговорчив, то давление на Николая немного заставит основателя мессенджера быть более договороспособным. Вот так выглядит западная демократия во всей своей красе…
Известный адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский в беседе считает, что пока Николай Дуров находится в России, ему ничего не угрожает.
— Французские жандармы, конечно, могут подать какую-то заявку в Интерпол, но запросы Интерпола не носят обязательного характера. В том смысле, что государство не обязано выдавать своих граждан. Так что Николаю ничего не грозит.
Вообще, мы же понимаем, что если бы и сам Павел Дуров находился на территории России, то, скорее всего, ничего страшного с ним не случилось бы. Здесь можно привести положительный пример Сноудена и отрицательный — Джулиана Ассанжа, который просто в свое время выбрал не ту страну, поэтому долгие годы сначала сидел в посольстве, а потом оказался в тюрьме. Так что мне кажется, что если брат Дурова находится на территории России, то вряд ли ему что-то угрожает.
— Можно ли организовать побег Павла Дурова?
— Я думаю, что пересечь границу без ведома властей Франции он вряд ли сможет. Хотя технически есть какие-то методы. Просто я не думаю, что это тот случай, когда человек будет выезжать каким-то нелегальным образом, спрятавшись в фальшивом баке для бензина или что-нибудь в этом роде. Тем более что залог для Дурова небольшой, а Франция большая. Так что у него есть возможности каким-то образом вести нормальный образ жизни, пока он не в тюрьме.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале «Гражданин на диване», а интересную и познавательную информацию читаем на канале «Таблетка для головы».