Авито – бизнес по-русски

А вы бывали на Таити продавали что-нибудь на Авито? Эта задумка не нова – давно уже придумано разного рода «из рук в руки», помогающее свести желающего продать ненужное с желающим купить нужное подешевле. Авито – современная реализация этой избитой идеи – довольно популярная площадка. Для продавца она давала возможность довольно быстро продать что-то ненужное, а для покупателя сделать срочную покупку вот прямо сейчас, не дожидаясь, когда откроется магазин или привезет онлайн маркет. Да-да, несмотря на межрегиональный функционал, еще относительно недавно большая часть сделок осуществлялась «на месте». И продавцы, и покупатели были довольны. Но тут…

…на Авито пришли эффективные менеджеры. И надо отдать им должное – очень жадные. Сначала они ввели комиссию за продажу через Авито в размере 2%. Ну, то, что продавец заплатил за размещение объявления, а покупатель оплатил доставку – это почему-то не в счет. Продавец должен заплатить еще раз. Довольно быстро эта комиссия из 2% превратилась в 5%. Потом случился интересный финт: Авито написало, что размер комиссии вы узнаете только после продажи, и оказалось, что процентов уже 11. Пошли жалобы на площадку, в результате чего комиссию все же объявили явно и она остановилась на текущий момент где-то на 6-8%. Стоимость объявлений, кстати, тоже подросла.

Параллельно со всем этим процессом «эффективные» задумались вот о чем: если продажа осуществляется на месте, продавец и покупатель встречаются, товарно-денежный обмен происходит вне площадки, и Авито свою не очень законную комиссию не получает.

За дело взялись, засучив рукава. Первым делом, перестали показывать объявления на месте и стали подсовывать их иногородним пользователям. И только после того, как сделан заказ Авито-доставкой, вдруг начинали звонить местные, желающие купить, которых внезапно, немало. Но товар-то уже уехал. Вуаля, Авито в дамках!

Но «эффективные» не были бы эффективными, если бы остановились на достигнутом. Все гениальное просто! Разместить объявление без точного указания адреса вам не дадут, но вот покупателю этот адрес они теперь показывают далеко не всегда. Результат? Заказ Авито-доставкой на соседнюю улицу, который они везут, к слову, дней десять. И Авито получает свою комиссию (и крутит 10 дней деньги за товар). Как вам?

Помимо этого, Авито устроило не очень честную рекламную компанию «покупайте новое на Авито». На Авито действительно есть некоторое количество коммерческих продавцов, а также многие люди продают невостребованные вещи в новом состоянии. Но все же, это не маркетплейс в полном его понимании. Что произошло в ответ на эту рекламную компанию? На Авито пришли молчуны. Люди, делающие заказ молча, как на других маркетплейсах. Если прежде 9 из 10 пользователей писали продавцу, спрашивали о возможности доставки, просили фото, описание, консультацию, то теперь абсолютное большинство заказывает молча, а о том, что заказ сделан на соседнюю улицу, продавец узнает только в момент отправки.

Еще «эффективные» додумались запустить бота (типа ИИ), который отвечает покупателям в переписке. Это вообще эпос. Покупатель делает заказ, единственный товар под него резервируется, и на вопрос «Когда отправите?» бот бодро отвечает, что товара нет в наличии! Вуаля, заказ отменен. Увеличить количество в объявлении – молча закажут то, чего нет, и снизят рейтинг за неотправку. Отключить вредного бота можно только через скандал с поддержкой.

Что в сухом остатке? На фоне резко ускорившего доставку ВБ и зачастую, очень быстрого ЯМ, и при фактической невозможности найти товар поблизости на Авито, первоначальный смысл «из рук в руки» практически утрачен. Авито стал типа других маркетплейсов, только без чека и гарантии. К тому же продавцы вынуждены поднимать цены из-за введенной комиссии.

ПантераТигрис