Свобода слова

В Германии есть такое выражение kontaktschuld — грех (вина) контакта. Его часто можно услышать в политическом контексте. Причем кажется, никто из немцев даже не догадывается, насколько это проявление того самого тоталитаризма, который нафантазировала Арендт. И насколько это далеко от понятия какой-либо свободы.

Это означает, что о человеке в политическом мире судят не по тому, что он говорит и делает, чего он достиг и кто он вообще такой. А по тому, с кем он встречался. Например, если человек вообще ездил в Россию, то он «виноват в контакте». Подозрительные контакты у него! Все. Этого достаточно, чтобы полностью дискредитировать. С одной стороны, конечно, удобно, так пришлось бы изнасилования приписывать или педофилию какую, а так удобно — «контактшульд» и все. Можно дальше даже не слушать, чего он там говорит.

Вот поэтому, например, партия Сары Вагенкнехт никогда не будет контактировать с российскими партиями, даже если ее сильно попросят. Потому что все тогда, контактшульд, и пропали навеки наработанные достижения — они ведь уже почти рукопожатны и почти могут войти в какую-то коалицию. Но так же можно стать «контактшульд» если пообщаться с кем-то из правых партий или из исламистов, например, или есть подозрение в каких-то связях с тем же ХАМАС. Я не говорю о сотрудничестве или чем-то таком, о согласии, о поддержке. Просто — увидели вместе, все, туши свет.

Но самое для меня интересное — это то, что не то, что левые, а даже прямо радикальные коммунисты мыслят абсолютно так же. И считают это совершенно нормальным! Начать с того, что нас с товарищем начали выпирать из партии КПГ с аргументами «А вот ты попал на одну фотографию с неким Х, а этот Х, говорят, может быть даже исламист» — «Но я просто был на том митинге, я с ним даже не разговаривал»  — «Неважно, ты с ним на одной фотографии, это дискредитирует Партию в Глазах Рабочего Класса» (все с большой буквы, и примерно в таких выражениях, очень смешно было — неужели рабочий класс что-то вообще слышал о нашей партии?)

Но КПГ — это в конце концов клоуны, что с них взять. Однако и все остальные, включая самых вменяемых, тоже мыслят по принципу «контактшульд». При этом даже не обязательно самому общаться с какими-то плохими людьми. Вполне достаточно «опосредованного контакта». Например, претензии такого типа: «Вот ты запостила видео с Х» — «Но Х же уважаемый замечательный человек, какие к нему могут быть претензии?» — «Но он общается с Y, а Y вроде бы был когда-то нациком, да и сейчас у него непонятно какие взгляды». То есть таким образом я становлюсь «контактшульдиг» с Y, хотя я его даже не знаю, а запостила у себя исключительно Х.

Естественно, вести блог или канал при таких условиях очень сложно. И потом они удивляются, что их-то самих никто не читает…

Мне лично непонятно, каким образом какое-то отдаленное отношение к Y меняет меня лично, мои взгляды и мои качества, которые всем известны. Но увы, видимо, люди, живущие только в этом обществе, не могут увидеть, насколько абсурдно само понятие «вины контакта». Как рыба не может понять, что живет в воде. Я-то существую в двух разных средах и поэтому могу увидеть их со стороны, а они — нет.

Текст написан Я.Ю. Завацкой, нф писательницей, проживающей ныне в ФРГ, так что со слов очевидца

Добавить комментарий