Под занавес уходящего 2023 года освоение Арктики названо приоритетным на самом высоком уровне. Казалось бы, где Вятка и где Северный морской путь, о котором мы так много слышим в последнее время? На самом деле, гораздо ближе, чем кажется…
Очередной санкционный пакет против России привел к закрытию международных маршрутов, связанных с движением по Северному морскому пути. Наиважнейший удар, как и следовало ожидать, был нанесен по экономическим связям России с внешним миром – создаваемая годами логистика обрушилась в очень короткий срок. Так, транзит зарубежных грузов до Владивостока через наш северо-запад снизился в 10 раз всего за один год. Однако … это не повлияло на общий объем грузоперевозок! Дело в том, что трафик был восстановлен буквально сразу благодаря увеличению отечественных перевозок. Безусловно, большая часть грузов – это транспортировка полезных ископаемых. На сегодня она составляет более 90%. Но, примечательно, что на этом фоне стали появляться представители бизнеса, не связанные с работой госкорпораций. Оказалось, возить грузы по воде (и льду!) быстрее и выгоднее, чем по железной дороге. Последний год показал, что у Северного морского пути огромные перспективы с точки зрения развития экономики всей страны и налаживания новых международных связей.
Почему Арктика?
Северный морской путь наиболее короткий и, что немало важно, относительно безопасный путь из Европы в Азию. Маршрут через Суэцкий канал, по которому сегодня проходит основной трафик, почти в два раза длинней. Нестабильная политическая обстановка последнего года в регионе и контроль канала со стороны США вызывают много вопросов и тревожных ожиданий. На этом фоне Северный морской путь, который идет вдоль российских берегов, выглядит очень привлекательно. Когда европейские страны вынуждены были отказаться от арктических морских перевозок, острый интерес данное направление вызвало, прежде всего, у Китая, а также у Индии, стран Юго-Восточной Азии и ОАЭ. Ключевая роль, по оценке экспертов, в этих перевозках должна принадлежать России. Главный арктический транспорт принадлежит ей: ни у одной страны в мире нет атомных ледоколов, которые могут обеспечить трафик не только в теплое время года (для сведения, 3-4 месяца с большой натяжкой), но и круглогодично!
О том, насколько серьезны планы России в Арктике, говорит утвержденный в прошлом году план развития Северного морского пути до 2035 г., на который будет направлено 2 трлн. руб. Логика данного плана проста и очевидна. Есть дорога — появляется инфраструктура и рабочие места, развиваются территории, уровень жизни местного населения растает за счет государственных и бизнес-инвестиций, а также увеличения налогов в местную экономику.
Наследие Северного торгового пути
Несколько веков, вплоть до первой половины ХХ в., Вятка находилась на пересечении нескольких транспортных артерий, ведущих из Сибири на запад и северо-запад страны, в частности в Архангельск, который был и остается одним из крупнейших торговых портов. И, конечно, все купцы, которые ехали туда из центра России, не могли миновать Вятку. Большие стройки СССР внесли свои корректировки в транспортную логистику, в результате чего Вятка оказалась на периферии большого движения. Что означает эта транспортная недоступность для экономики края? Вопрос – скорее, риторический.
Между тем, Кировская область – это кратчайший путь по земле из центра России на север и северо-запад, к городам Северного морского пути Архангельску, Мурманску и далее Санкт-Петербургу, которые согласно госплану, будут развиваться как международные транспортные хабы по пути на Дальний Восток и обратно. Сегодня в эти города добираются через Вологодскую, Архангельскую, Костромскую, Нижегородскую области и Республику Коми, делая крюк, что увеличивает путь порой в два раза.
Губернатор сказал: «Надо!»
Живущим в северо-западных районах Кировской области не нужно рассказывать как сложно добираться к ним из областного центра. Дорога. Вернее ее почти полное отсутствие. Собственно – это главная причина, по которой редкий автомобилист воспользуется этим направлением, не смотря на подсказку навигатора. До двух районов области приходится добираться по щебню и «бетонке», рискуя подвеской.
В конце прошлого года во время прямой линии губернатор Александр Соколов заявил, что в 2024 году запланированы работы на участке Опарино – Вазюк и готовится документация к следующему. Конечная точка – Луза.
Заявление можно назвать историческим для нашего региона. На отрезке Опарино-Подосиновец-Луза никогда (!!!) не было асфальтового покрытия. Теперь есть все шансы, что дорога появится, а с ней и инфраструктура, и рабочие места, и … Ну, Вы поняли.
Там, где проложат путь
Северо-запад Кировской области – это отдельная планета. В силу удаленности от областного центра все важные связи – экономические, социальные, туристические, культурные – были в большей степени завязаны с соседними регионами, нежели с Кировом. Для предпринимателей эта ситуация понятная: чем ближе и легче путь, тем дешевле логистика, тем выгоднее можно продать товар и поднять свой бизнес. Кировчане, оказавшиеся в Вологодской или Архангельской области, с удивлением находили продукцию предпринимателей из наших районов, о существовании которой не знали. Невольно возникал вопрос: «Почему в кировских магазинах представлен не этот товар, который ближе, а федеральные бренды?» Когда бизнес встал на ноги и готов был рисковать, чтобы донести свою продукцию до кировчан, она пришла и в областной центр.
Сегодня часть предпринимательского сообщества северо-запада готово возложить на себя часть ответственности и за развитие своего района. Так, в Подосиновском районе несколько лет функционирует собрание попечителей. Представители его активно работают над благоустройством местных территорий, со стороны сообщества выделены средства на реставрацию старинной церкви Пресвятой Богородицы и колоколов, звон которых уже можно слышать в Подосиновце. Среди фермерства развивается агротуризм и возрождаются традиции молочного края и сыроделия. И на это есть спрос у жителей больших городов.
С другой стороны, большое количество важных, ценных (а порой и бесценных) объектов и целые сферы нуждаются в серьезных вложениях для нормального функционирования. Уникальная природа, культура и архитектурные достопримечательности требуют к себе повышенного внимания, чтобы в перспективе приносить прибыли в бюджет.
Поэтому идея создания национального парка на северо-западе области для инициативных местных жителей — новость более чем хорошая. В будущий нацпарк войдут заказник «Былина» и некоторые территории Опаринского района. Такой формат особо охраняемой территории предоставляет огромные возможности для экотуризма. Выделение специальных зон, где допустимо строительство глэмпингов, привлечет желающий отдохнуть на лоне природы. При этом есть возможности для культурной программы: дом-музей маршала Ивана Конева, Никольская церковь без единого гвоздя, Аксеньтевское городища и др.
Паломничество – еще одно направление, которое может стать основанием для создания туристически-рекреационного кластера. Для православного мира Луза, Лальск, Подосиновец – не последние места. Мощи трех святых новомучеников — Леонида Устьнедумского, Нины Лальской, Николая Подъякова — находятся здесь. Особым почитанием славится Леонид Устьнедумский, чьи мощи переданы Введенскому храму в д. Озерная близь Лузы. Чтобы поклониться им каждый год приезжают со всей России и из Белоруссии. Количество паломников каждый год достигает нескольких сотен, но желающих приехать больше в разы. Уникальный храмовый комплекс Воскресенского собора в Лальске к. XVII-н.XVIII вв. (памятник культуры федерального значения), необычные, прекрасно сохранившиеся дома местных купцов с крышами-пагодами, богатый краеведческий музей в Лузе с коллекцией голубецкой росписи выглядят очень привлекательно и для обычных туристов.
— Летом прошлого года две большие группы из Санкт-Петербурга собирались к нам, но передумали. Как только встает вопрос об автобусной поездке в нашем направлении, ответ один: маловероятно, что автобус с пассажирами сможет здесь пройти, — рассказывает настоятель Введенского храма архимандрит отец Владимир (Дьяченко). – Даже если они доберутся, им негде переночевать. На весь район у нас одна гостиница.
Между тем, в соседнюю Вологодскую область, по которой идет основной наземный трафик на северо-запад из Центральной России, государство готово вкладывать немалые деньги. В прошлом году наряду с немногими избранными регионами Вологотчина вошла в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Это значит, что будет усилена инфраструктура Великого Устюга с включением Усадьбы Деда Мороза; будет создан круизный маршрут от Череповца до Вытегры, включая Шексну, Кириллов, Белозерск, с заездом в дом отдыха; организуют наземное путешествие по шести населенным пунктам, где главной достопримечательностью станут знаменитые резные наличники. Весь проект Вологодской области оценивается примерно в 630 млрд рублей.
Мы все очень ждем дорогу!
На сегодня есть уже первые подвижки в направлении развития туризма на северо-западе. При поддержке правительства региона эко-ферма «Демьяново» разработала проект по дальнейшему расширению объектов отдыха и развлечений в сельской местности. Усилия не прошли даром! Проект выиграл грант в 10 млн руб., который пойдет на создание контактного зоопарка, парка квадроциклов, а также будет развиваться инфраструктура для конных прогулок.
— Конечно, мы очень рады, что наш проект будет развиваться дальше, но с появлением дороги у него появиться поддержка со стороны обычных посетителей. Им просто проще будет до нас добраться, — комментирует предприниматель Александр Кочкин. — И предприниматели, и представители культуры, и простые жители регионов возлагают большие надежды на новую дорогу. У нас здесь есть все для полноценной жизни, нужна только дорога, которая даст толчок, и районы преобразятся только в лучшую сторону. У севро-запада потенциал гораздо больше, чем его текущая реализация. Я уверен, что дорога важна не только для нас, но и для всей страны.
Автор – Светлана Сивкова