Специальная Виртуальная Операция: сюжеты реальных битв и советы героев воплотились в компьютерной игре
KP.RU: разработчики рассказали о первой компьютерной игре по мотивам СВО
Меня убили вторым выстрелом. Первая пуля чиркнула по каске, я заметил силуэт врага за косяком дальней двери. После второго хлопка я осыпался на пол коридора. А на экране высветилось: «Миссия провалена». Что ж, это не реальный бой, это новейшая компьютерная игра «Отряд 22: ZOV». Здесь можно все начать заново.
Александр Толкач, продюсер и геймдизайнер игры, щелкает мышью: передо мной снова детсад «Дюймовочка» в селе Бердянское под Мариуполем. Его опять нужно штурмовать — бойцы ждут в укрытии, я ломаю голову, через какую дверь заходить, по какому коридору бежать, где проползти… Раздаю приказы… Но в этот раз боевик мелькает за другой дверью и снова стреляет в меня…
— Когда на СВО наши парни штурмуют такой одноэтажный детсад и доходит до перестрелки, у боевиков тактика чуть другая, — говорит Толкач. — Ты его в комнате заблокируешь, он выпрыгивает из окна, а назад, тебе под ноги, бросает гранату. И уже на улице решает, что дальше делать. Это нам Влад Головин рассказал. Теперь кумекаем, как такой сценарий прописать.
Капитан Владислав Головин — это Герой России, морпех с позывным «Струна». В 2022 году миллионы людей знали его по телерепортажам из Мариуполя: с красным рюкзаком за спиной он и его бойцы не раз выбивали боевиков из разных зданий. Теперь Головин — один из главных консультантов проекта «Отряд 22: ZOV». На заставке игры — боец с красным рюкзаком — это он, «Струна».
Озвучивает заставку тоже он: «Когда не справляется дипломатия, приходит наше время — время воинов».
С благословения Минобороны разработчики «Отряда 22» общаются с двумя десятками таких консультантов. Действующие офицеры, добровольцы, бойцы после ранения… Каждый рассказывает, что пережил. Это делает виртуальные бои реалистичными настолько, насколько вообще возможно.
ЭТО ВАМ НЕ DOOM, ЗДЕСЬ ДУМАТЬ НАДО
Листаю список военных кампаний: Донбасская весна — 2014, Мариуполь, Работино… В каждой кампании по 15 миссий — телевышка на горе Карачун под Славянском, Донецкий аэропорт, «Азовсталь». Весь конфликт в Новороссии — как на ладони. Сейчас разработчики авралом пишут «взятие Авдеевки» с ее бетонными катакомбами и тоннелями.
Первый выпуск «Отряда» выйдет до конца 2024-го, хотят успеть. Если будет успех, подтянут и другие эпизоды — Рубежное, Бахмут (Артемовск), Угледар…
По жанру «Отряд 22: ZOV» — тактический экшен. На происходящее смотришь сверху, бойцы воюют по твоим командам. Если не считать программистов, я, наверное, первый, кому довелось сразиться с виртуальными бандеровцами. Что сказать? Когда освоишься с управлением, разберешься со всякими подсумками и приборами ночного видения, игрушка захватывает — не то слово! Но было непросто. Детсад «Дюймовочка» я, наверное, полдня брал, пока додумался через окно забросить гранату.
— Мы сознательно не стали делать обычный «шутер» (стрелялку. — Авт.), — говорит Толкач. — Ходишь и мочишь всех, как Рембо, — такие игры заставляют относиться к бою и смерти поверхностно. Это не для нас. Мы хотим, чтобы игрок понял: ликвидация врага — это непростая работа, нужна подготовка. А гибель и ранение твоего бойца — это критический случай, его нельзя допускать. И никаких магических аптечек! Это вам не DOOM, здесь думать надо.
ЧТО ЦЕННЕЕ ДЕНЕГ
Идея компьютерной игры по мотивам СВО, казалось бы, на поверхности. Но когда в Российском фонде развития военной культуры и отдыха (РВКО) решили за нее взяться, сложности выросли, откуда не ждали. Студии-разработчики от такого заказа отказались. Их бизнес даже сейчас международный, не хотят попасть под санкции. К отдельным программистам — тоже не подступишься. Одни давно в Грузии загорают, другие боятся, как бы чего не вышло…
По жанру «Отряд 22: ZOV» — тактический экшен
Может, оно и к лучшему. Подбор команды шел нелегко, зато народ подобрался патриотичный и увлеченный. Буквально за несколько месяцев бессонных ночей родилась демоверсия, которую показали на форуме «Армия-2024». И тут, как говорится, «процесс пошел». «Отряд-22: ZOV» заметили офицеры Главного военно-политического управления Минобороны. Оценили потенциал.
— Игры формируют чувство сопричастности, — говорит Толкач. — Игрок подсознательно врастает в шкуру персонажа, за которого играет. Вспомните американские игры — «Отряд Дельта», «Вьетконг»… Поиграешь — и чувствуешь себя солдатом США. Запад использует компьютерные игры как раз для продвижения своих идей. Мы тоже можем. Потому и начинается игра с «Донбасской весны», чтобы даже те, кто не в курсе, начали понимать, откуда все пошло и кого мы защищаем.
— И что, Минобороны денег дало? — спрашиваю.
— Мы и не просили, — продюсер даже удивился. — Кто ж в военное время будет деньгами армии разбрасываться. Они дали консультантов, это ценнее денег. Намного.
ОСКОЛОК ПЕРЕБИЛ ЧЕКУ
Можно ли играючи почувствовать себя в реальном бою? Конечно, нет — создатели на этот счет не обманываются. Но дать игроку ощутить, что война это страшно и сложно… Что нужно массу всего предусмотреть, но смерть все равно рядом… «Отряд 22: ZOV» в этом смысле тоже идет по вершкам, но тем не менее…
В чем разработчики постарались, так это в соблюдении исторической и военной правды. Даже в мелочах. В Мариуполе морпехи «Струны» начинали воевать со стандартной снарягой, никакой антидроновой защиты, планшетов и всего такого. Значит, в игре должно быть так же. Позже многое появится. Например «Абрамсы», «Леопарды», «Брэдли»…
Даниил Безсонов, известный донбасский ополченец, вовсе посмотрел первые эпизоды «Отряда» и сказал: «Друзья, какие гранаты-автоматы! Мы в 2014-м воевали с двустволками и с «мосинками». Кто из дому что принес, с тем и шли на передок». Теперь программисты моделирует охотничьи ружья — исключительно для первых миссий.
— Дробовики, может, получится потом использовать, — говорит Толкач. — Сейчас, например, пошла тема, что из них по дронам можно дробью бить. Дескать, оружие последней надежды, когда беспилотник совсем рядом. Но мы говорили с консультантами. Выяснилось: если дробовик автоматический и можно несколько выстрелов сразу сделать, тогда да, есть шанс дрон сбить. А если обычное ружье — почти бесполезно, не успеешь перезарядить.
А сколько гранат брать на штурм? «Струна» говорил, что две минимум, они компактно укладываются в подсумке. Без гранат как-то неуютно.
— Но другой наш консультант, спецназовец, гранаты вообще не берет, — продолжает продюсер. — Ему однажды в подсумок осколок прилетел — перебил у гранаты чеку. Хорошо, услышал щелчок, еле успел выкинуть. Без гранат, говорит, спокойнее. Тем более в ближнем бою они без надобности, только мешают.
У бойцов «Отряда 22: ZOV» по умолчанию гранаты есть. Но при желании можно их не брать. И вообще как хочешь, так и снаряжайся.
НЕ БЕРИСЬ ЗА «ЛЕПЕСТОК»
Отдельная тема — ранения, усталость. Вот еще от «Струны»: «Я к дому подбегаю, и если понимаю, что будем штурмовать, снимаю рюкзак, у крылечка оставляю. Чтоб по лестницам бегать легче». Программисты теперь кумекают, как добавить такой функционал. Не просто дать возможность снять рюкзак, а прописать, чтобы налегке боец уставал меньше.
— Если на тебе висит 60 кг снаряги и боекомплекта, сколько ты сможешь бежать? — говорит Толкач. — А когда добежишь, еле дышишь — как метко ты тогда выстрелишь? Мы это тоже учли: бойцу надо сначала отдышаться, а уж потом открывать огонь.
Ранение бойца — ЧП для всего отряда. Если легкое, он может рану перевязать, вколоть обезболивающее и продолжать бой.
— А что если ранение тяжелое и нужно наложить жгут? — разводит руками Толкач. — У тебя 15 минут, чтобы добраться до медика и снять перетяжку, иначе — ампутация… Такой раненый боец потерян для команды. Мало того, его нужно вытащить из боя, и только потом продолжить миссию. И на следующее задание он уже не пойдет, нужно брать неопытного новобранца. Эти детали должны сделать чуть ли не татуировку в мозгу: людей нужно беречь, это главный ресурс! И в жизни, и в игре.
Много нюансов с растяжками. Мы представляем ее так: проволока и граната в кустах. Но сейчас на СВО — разработчики узнали это у бойцов — встречаются мины и с магнитными сенсорами, и с вибрационными, и с весовыми. Плюс гирлянды — когда к малюсенькому противопехотному «Лепестку» привязаны 10 (!) противотанковых мин. Взялся за «Лепесток», потянул — а там…
— Допустим, ты растяжку обнаружил… Как ее обезвредить? На днях боец прислал видео: с коптера спускается тросик, по нему соскальзывает небольшой заряд, подрывает… Возможно, смоделируем и такой способ.
— А беспилотники в игре есть?
— Пока прописали дрон-разведчик. Запускаешь — он открывает участки, которые бойцу с земли не видны. Еще можно вызвать поддержку — артиллерию, авиацию, «Град»… Сейчас думаем, как сделать защиту от вражеских коптеров. Сначала смоделировали комплекс РЭБ — радиоэлектронной борьбы. Казалось бы: развернул, он тебя как купол накрыл. Но спецназовец-консультант нас хорошо так приземлил. Устройство, говорит, классное, если бы не два момента. Во-первых, противник может перейти на другую частоту управления коптерами. Ты этого не знаешь, а твоя РЭБ становится «дырявой». А во-вторых, активное время работы переносной РЭБ — минут 20, может, чуть больше. Потом аккумулятор садится. И вот ты сидишь на позиции и постоянно думаешь, когда включить, когда выключить.
НУ, КТО СОГЛАСИТСЯ ИГРАТЬ ЗА ВСУ?
Погоня за правдой усложняет игру. Тестирующие жалуются: некоторые миссии пройти очень тяжело. А вы как хотели! В том же Бердянском я никак не мог преодолеть один переулок: бойцы раз за разом гибли под минометом. Мне объяснили: надо отвести группу в укрытие, отправить разведчика, вычислить огневую точку и навести на нее артиллерию.
Такой реализм может неопытных игроков и отпугнуть. Поэтому в игре, возможно, будет облегченный уровень. Но на каждом углу там будешь натыкаться на таблички: это не реальная, а тренировочная версия.
В будущем возможна и игра по сети. Поначалу от нее вообще отмахивались: нельзя же, чтобы кто-то воевал за ВСУ.
— Но пришла идея, — говорит Толкач, — давайте сделаем режим, когда несколько человек играют на одной стороне и вместе решают задачи. Двумя-тремя штурмовыми группами, например. Это интересно. Ведь мы хотим выпустить игру не только для России. Даже в недружественных странах люди как минимум с интересом ее опробуют. А в нейтральных и дружественных — будет полный успех.
— Ну да, в Китае или Венесуэле с радостью присоединятся к виртуальной СВО, — кивнул я.
— Да и в Штатах, вы не поверите, — Толкач тоже кивнул. — А перевести игру на китайский и английский не так сложно.
— Штатам и всем нужно побольше миссий предложить. Одесса, Киев, Львов…
— Вашими бы устами… Мы готовы освобождение Харькова и Одессы хоть день и ночь прописывать. Надеюсь, будет шанс такие миссии сделать. Это стало бы прекрасным финалом нашего проекта.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владислав Головин («Струна»): В детстве тоже воевал на компьютере
Мы связались с одним из первых консультантов «Отряда 22: ZOV», Героем России Владиславом Головиным (позывной «Струна»).
— Игра, конечно, не способна смоделировать бой и передать реальные ощущения, — сказал он. — Я сам в детстве играл в компьютерные стратегии и стрелялки. Но в зоне СВО я ни разу даже не вспомнил про эти игрушки, в моем сознании они отделены от реальности.
А игра «Отряд 22» — совсем другой разговор! Она на исторических фактах, там окунаешься в события, которые пережила страна. В ней есть возможность мыслить стратегически, думать, как решить задачу. Цель моего участия — правильно восстановить хронологию событий, воссоздать образы бойцов, их экипировку, даже характер их действий. Надеюсь, это удалось.
НАШЕЛСЯ РЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ
«Тунгус» — по образу и подобию
В игре будет еще один персонаж, списанный с реального участника СВО. Это боец с позывным «Тунгус». В «Отряде 22» он появился случайно, художник просто его придумал. Но когда в интернет зашли первые скрины игры, оказалось, боец с таким позывным существует в реальности!
— Получили от него послание, — рассказывает Александр Толкач. — Он воюет на Харьковском направлении. Сам из Тувы, был и медиком, и снайпером, есть награды. Фигура у него покрупнее, чем мы нарисовали, но в целом похож. Мы думали, может, он обиделся. Наоборот! «Круто, — говорит, — дома рады будут!» Попросил только дорисовать, чтоб стал совсем как он. И биографию разрешил его дать. Художники сейчас работают. А сам «Тунгус» раз в 3 — 4 дня, когда с задания возвращается, шлет нам видео, отвечает на вопросы. Надеюсь, встретимся офлайн.