83 года назад, 8 декабря 1941 года, в Брюсселе был убит немецкий офицер, заместитель коменданта города, майор Крюге. Его ударили кинжалом в сердце среди бела дня на площади Порт-де-Намюр и оставили умирать в луже крови. Оккупационные власти задержали тысячу мирных жителей, пообещав расстреливать каждую неделю по 60 человек из них, если виновник нападения не будет найден. 16 декабря в комендатуру доставили 33-летнюю женщину, только что напавшую с ножом на капитана вермахта в центре города. Тот успел схватить её и позвать на помощь патруль, но позже скончался в больнице. На допросе женщина назвала себя русской, уроженкой России Мариной Шафровой-Марутаевой, и сообщила: «Я шла сюда, чтобы сдаться, дабы вы не казнили из-за меня невинных людей. Это я убила двух немцев и убила бы больше, если бы могла. Мщу вам, твари и ублюдки, от имени всех советских людей, и приближаю нашу Победу».
Марина Шафрова-Марутаева. / Георгий Зотов / АиФ
«Счастлива умереть за Родину»
Немцы были страшно поражены случившимся. До этого бельгийское Сопротивление не осмеливалось на подобные акции. Максимум, на что оно решалось — это разбросать листовки с призывом к неповиновению оккупантам или положить гвозди и куски колючей проволоки на шоссе, чтобы немецкие мотоциклисты прокололи шины. Нацистам не верилось, что не британский диверсант, а хрупкая женщина, мать двоих детей прикончила двух немецких офицеров. В ответ узница заявляла, что никакой связи с партизанами не имеет, и атака — сугубо её инициатива. Каждый день люди несли к тюрьме Сен-Жиль, куда заключили Марину, охапки цветов, по всему городу появились листовки «Да здравствует Россия!»
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Нацистский суд приговорил её к расстрелу, но командующий немецкими войсками в Бельгии, генерал фон Хаммерштейн, остановил исполнение приговора, опасаясь «восстания населения». 20 декабря 1941 года Марину Шафрову перевели в тюрьму в Кёльне и пересмотрели решение — на этот раз казнь сочли слишком мягкой и приговорили к гильотине. Бельгийская королева Елизавета обратилась к Гитлеру с просьбой заменить казнь на тюремное заключение, но тот оставил прошение без ответа.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Шафрову причастил православный священник. Она заявила: «Я счастлива отдать свою жизнь за Родину, за советский народ». 31 января 1942-го Марина была обезглавлена.
«Наша Жанна д`Арк»
Я иду по кладбищу Иксель на юго-востоке Брюсселя. Ужасно коверкая французский, спрашиваю служащего: «Где похоронена русская героиня?» — и показываю фото на телефоне. «Там, на лужайке, среди героев Сопротивления, — объясняет он. — Два раза сверните налево». Скромное каменное надгробие со значком бельгийского флага, старая, несколько затёртая надпись — Marina Chafroff, 31.01.1942, Decapitee (обезглавлена — прим. ред.). После войны королева Бельгии Елизавета отдала приказ — отыскать тело героини в Германии. В 1947 году могила Шафровой была обнаружена под Кёльном, и 25 мая того же года её останки торжественно перезахоронили в Икселе. Бельгийское правительство посмертно наградило русскую партизанку Боевым крестом с пальмовой ветвью, Рыцарским крестом и золотой медалью Сопротивления, объявив «национальной героиней». Я спрашиваю историка Жана-Луи Этьена, одного из авторов книги «Советские партизаны в Бельгии», как относятся к Марине современные бельгийцы?
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«В Брюсселе Шафрову чтят, называют „нашей Жанной д`Арк“, и приносят сюда цветы — говорит он. — За пределами столицы, конечно, меньше. Память о тех событиях начинает стираться, а ведь 1 000 советских людей в большинстве своём — бывшие военнопленные Красной Армии, воевали в Сопротивлении и внесли огромный вклад в освобождение Бельгии».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Ненужное насилие»
Площадь Порт-де-Намюр в Брюсселе, где Марина Шафрова убила немецкого майора, сегодня застроена современными зданиями и обжита мигрантами из Конго и Бурунди — в округе множество африканских магазинов и кафе. Мемориальной доски о её подвиге нигде не установлено. Ну и конечно, в Бельгии не любят вспоминать, что тогдашний (в 1941-1942 гг.) мэр Брюсселя, коллаборант Жюль Керст публично осудил её смелый поступок. А коммунисты Бельгии даже не упомянули о подвиге Марины в своей газете «Красное знамя», ибо считали нападения на оккупантов «ненужным насилием». Тем не менее вскоре после акции Шафровой произошло ещё несколько атак, завершившихся смертью солдат вермахта: ведь Марина подала бельгийцам пример, что оккупантов можно и нужно убивать. В 2023 году писательница Мириам Лерой опубликовала роман «Тайна обезглавленной женщины». Как сказала Мириам: «Я гуляла по кладбищу Иксель и наткнулась на могилу молодой девушки, где на надгробии выбита краткая надпись — „Обезглавлена“. Я стала исследовать её судьбу и поразилась смелости и отваге». Книга всколыхнула СМИ Бельгии, заставив в очередной раз обсуждать русскую героиню Сопротивления. Конечно, появились новые версии. Кто-то из журналистов предположил, что Марина на самом деле не убивала немцев, а просто взяла вину на себя, чтобы спасти бельгийских заложников от смерти. Кто-то счёл, что, возможно, это её муж Юрий Марутаев уничтожил офицеров вермахта, а Марина, не спросив его, пошла в комендатуру и заявила о своей виновности. «Так или иначе, Марина Шафрова — героиня и мученица, отдавшая жизнь за людей», — считает Жан-Луи Этьен.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Я не раскаиваюсь»
Биография Марины обычна для людей того сложного времени. Она родилась в 1908 году на территории Российской империи — то ли в Лиепае, то ли в Ревеле, данные разнятся. Её отец, царский офицер, воевал на стороне белых и вместе со всей семьёй бежал из страны, в 1929 году он перебрался в Бельгию. Марина вышла замуж за русского эмигранта Юрия Марутаева, родила двух сыновей — Никиту и Вадима, работала секретарём у стоматолога. Пара подала документы о репатриации в СССР, и в мае 1940-го советское посольство выдало паспорта: радости супругов не было предела. Однако через несколько дней началась война, германские войска оккупировали Бельгию. После нападения Германии на СССР Марина и её муж вступили в ряды Сопротивления. Молодая женщина слушала сводки Совинформбюро, переводила на французский и расклеивала листовки на улицах, подожгла несколько цистерн с бензином. Но ей этого было мало — она хотела убивать оккупантов. Едва немцы упрекнули — как же вы, сама мать, убили майора, оставив детей без отца — Марина заявила: «Его сюда никто не звал. Я не раскаиваюсь и поступила бы так же со всеми нацистами». В 1978 году СССР наградил Марину Шафрову-Марутаеву орденом Отечественной войны I-й степени, а в 2006 году комитет общественных наград РФ объявил о её награждении орденом Великой Победы. Принимал награду муж Марины, Юрий Марутаев (умер в 2010 году в Брюсселе). Отметило Шафрову и советское кино, в 1982 году в СССР вышел фильм режиссёра Эдмонда Кеосаяна, с Людмилой Нильской в главной роли — «Где-то плачет иволга».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
…Я кладу цветы на заснеженную траву у надгробия Марины Шафровой. «Марина Александровна, это вам от читателей, — говорю я. — Спите спокойно, пожалуйста, и знайте — мы вас помним». Она была наша, русская, но стала символом национального Сопротивления Бельгии немецким оккупантам. Земля ей пухом.
Автор: Георгий Зотов (Брюссель (Бельгия)