Кировские леса притягивают московских предпринимателей. В 2009 году там начал заниматься лесозаготовками бизнесмен Пётр Офицеров — и чуть не сел в тюрьму вместе с блогером Алексеем Навальным по делу «Кировлеса». А теперь в кировские леса подался Степан Дмитриев, сын вице-президента Торгово-промышленной палаты и бывшего главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева.
31 января Степан Дмитриев стал совладельцем «Кировской лесопромышленной компании». Это следует из данных ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц). Доля Дмитриева — 41%.
Ещё 41% — у Александра Бантеева, 18% — у компании «Блэксмит Индастриз Лимитед», зарегистрированной на острове Невис в Карибском море (офшор).
У «Кировской лесопромышленной компании» есть две «дочки», в том числе это «Лесополянская фанерная фабрика».
Ранее Дмитриев, судя по данным базы «СПАРК-Интерфакс», никогда не занимался лесным бизнесом. Зато у него есть бизнес, связанный с мусором и рассадой.
Дмитриев — совладелец компании «Чистая логистика». Её «дочка» — «МКМ-Логистика» — один из крупнейших в московском регионе операторов по транспортировке отходов. Партнёры Дмитриева — его брат Павел и Олег Греф (сын главы Сбербанка Германа Грефа).
Также братья Дмитриевы владеют компанией «Терновый куст» (профиль — деятельность по управлению финансово-промышленными группами). Её «дочка» «Красное село» занимается выращиванием рассады в Липецкой области.
По словам руководителя Союза лесозаготовителей Павла Субботина, «лесозаготовкой, конечно, выгодно заниматься».
— Средний комплекс для работы стоит примерно 60 млн рублей, — сказал он. — При своевременной оплате за древесину окупаемость примерно три года. Доход у всех разный, зависит от региона. А также от погоды.
Как сказано на сайте Правительства Кировской области, леса занимают 63% территории региона. Запас древесины — 1,2 млрд куб. м, в основном это хвойные породы.
Эксперт Гринписа России Алексей Ярошенко рассказал, что первозданной тайги в Кировской области почти не осталось.
— Леса сильно «пощипаны» человеком и приведены в состояние упадка. Но какие-то остатки былой роскоши есть, — сказал эксперт. — Предпринимателям всегда нужны либо хвойные леса, либо берёзовый фанерный кряж. Всё это выискивается, как изюм в булке, — ищут отдельные участки, где сохранились такие леса, и пытаются их рубить.
В «Кировской лесопромышленной компании» не ответили на запрос Лайфа, её гендиректор отказался давать комментарии, с Дмитриевым связаться не удалось.
Для Петра Офицерова и Алексея Навального, которые раньше занимались лесозаготовками в Кировской области, эти леса оказались коварными. Суд признал Навального (он тогда был советником губернатора Кировской области) и Офицерова виновными в хищении имущества кировского государственного предприятия «Кировлес». Процесс был очень длительным, в итоге обвиняемые получили 5 и 4 года условно.