Когда в 2005 году Киев вел переговоры с Москвой по поводу будущих газовых отношений, представители «Нафтогаза» в качестве аргумента пытались использовать фактор возможного будущего появления на Черном море плавучего СПГ-терминала. В ответ, глава «Газпрома» Александр Миллер сказал своим оппонентам очень правильную фразу:
«Когда терминал будет построен, это будет аргумент для нас, а пока его нет, вы можете о нем даже не вспоминать».
С тех пор прошло более десяти лет и на повестке дня вновь российско-украинские газовые вопросы. По факту никаких новых «аргументов» за это время Киев так и не создал, а между тем две новые российские обходные газовые трубы ускоренно строятся и будут введены в строй к концу текущего года, когда «чисто случайно» закончится к тому же и действие «кабального» договора Юлии Тимошенко от 2009 года.
Критическая точка: декабрь 2019-го
Москва откровенно тянет время, которое играет сегодня на нее. Ей спешить некуда. Ее «аргументы» быстро укладываются на дно Балтийского и Черного морей и есть все основания считать, что к концу текущего года и «Северный поток-2» и «Турецкий поток» начнут качать газ в Европу и Турцию. Тем самым критически важная зависимость от украинской газовой трубы у российских «партнеров» «Нафтогаза» исчезнет и это станет важнейшим козырем «Газпрома» в любых переговорах.
Между тем, «аргументы» Украины с каждым годом все слабее и слабее. За годы после второго майдана Киев допустил подрыв магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» в Полтавской области. Затем был взрыв трубы уже на Галичине, а сегодня все больше и больше экспертов сомневаются в технических возможностях Украины обеспечить безопасную прокачку газа в Европу в будущем.
И надо сказать, имеют для этого все основания. Собственно, именно нестабильность на Украине заставила Германию согласиться на сооружение новой газовой трубы по дну Балтийского моря и даже вступить ради нее в жесткое противостояние с США и некоторыми партнерами по ЕС.
Задачи сторон
Москва хочет заключить новый, выгодный для себя транзитный договор, и заодно заставить Киев покупать у себя газ. Добиться этого можно, если в следующем отопительном сезоне Украина не сможет обеспечить свои газовые потребности, которые во многом на зависят от бесперебойной работы так называемых «реверсных схем» — продаже Европой Украине российского газа.
Пока такие схемы работают, но если российский газовый транзит исчезнет, Европа без ущерба для себя уже не сможет продавать Украине «свой» газ. Отсюда вытекает и вся российская стратегия войны – перекрыть газовый краник и ждать капитуляции «партнера».
Для Киева ситуация выглядит на сегодня практически безнадежно. Чтобы иметь шансы удержать ее под контролем, нужно летом-осенью усиленно закачивать газ в ПГХ. Но где взять на это деньги? В стране выборы и все свободные ресурсы идут на подкуп избирателей и создание «порошенковских деревень». Найти несколько миллиардов долларов добавочных средств при том, что надо еще найти деньги для рекордных выплат по госдолгу, будет очень трудно. Вернее, практически невозможно в условиях нынешней политической нестабильности, когда власть живет только выборами. Именно об этом сегодня и говорят европейские эксперты:
«Теоретически, если хорошо подготовиться и полностью закачать все газовые хранилища, то Украина может пройти до завершения отопительного сезона без серьезного кризиса. Но возникает вопрос управления газоснабжением в пиковые периоды в ЕС — из Украины тогда ничего не будет поступать, и мы не уверены, насколько у нас все сработает с точки зрения собственных резервов и интерконнекторов. Но мы до конца года все сделаем и подготовимся, — говорит европейский источник. — Но сделает ли что-нибудь Украина, чтобы выжить без «реверса» и внешних поставок в пиковые периоды — вопрос риторический. Как и то, какой будет цена поставок, если они все таки появятся, и какие это будет иметь последствия для вашей промышленности. Плюс мы всегда боялись украинской статистики и данных — в газовой сфере все достаточно относительно — пока есть газ в трубе. Что же на самом деле является украинским газовым балансом, — увидим через год. Не уверен, что там все так, как нам говорят – мол, при полном отключении российского газа у вас остановятся только химические предприятия, а не начнут отключать котельные и частных потребителей».
При этом отвечающий в «Нафтогазе» за экономические вопросы Юрий Витренко уже посыпает голову пеплом и сетует, что европейские чиновники, предали Украину и не собираются помогать ей решать теперь уже ЕЁ газовые проблемы.
Позиция Европы как всегда прагматическая и чужда сантиментам. Европейцы открыто говорят Киеву, что они не собираются заниматься его газовыми проблемами и просят на них не рассчитывать, но руководство «Нафтогаза» делает вид, что у них проблем нет:
«Я несколько раз,- говорит неназванный европейский источник издания «Апостроф», — пытался вернуть разговор к вопросу, что же делать вашей стране, чтобы избежать катастрофы в январе 2020 года, но каждый раз с их стороны, как только я говорил это, терялся интерес к разговору».
При этом, в самом Киеве уже понимают, что надвигается катастрофа, но предпочитают разрабатывать утопичные планы «А» и «Б» и … ждут, что США им помогут.
Интересно как? Американский СПГ попасть на Украину не сможет чисто технически. Даже если его привезут на один из европейских газовых хабов, прокачать его на восток будет невозможно. Все европейские газопроводы в Германии будут работать на поставки и перераспределение российского газа по континенту, а проблемы украинцев Ангелу Меркель будут трогать в это время чуть меньше, чем проблемы пингвинов в Антарктиде.
Можно ли избежать «войны»?
Да, можно. И Москва уже озвучила те условия, на которых она готова и далее сотрудничать с Киевом. Новый газовый транзитный договор должен не только быть выгоден для нее финансово (а это не рост транзитных тарифов, а их уменьшение), но и должен быть гарантирован серьезной европейской стороной, которая не позволит в будущем допустить ситуации аналогичной нынешним судебным тяжбам в Стокгольмском арбитраже.
И кто согласится им быть? Думаю, в Европе найдется мало смельчаков, готовых рискнуть своим авторитетом или деньгами, ради такого ненадежного партнера, как нынешняя «воюющая» с Россией Украина. Да и зачем это нужно прагматичным европейцам?
А сам Киев на сегодня полностью парализован националистической истерией, которую он же и раздувал последние пять лет. И кто бы там не попытался заключить реальное взаимовыгодное соглашение с Москвой, он будет сразу же объявлен оппонентами «агентом Кремля», со всеми вытекающими для него из этого последствиями. А значит, готовимся к газовой войне.