Назначение уже третьего за два с небольшим года главного кировского дорожника снова заставило экспертов и общественников заговорить о «необычной» кадровой политике главы администрации Кирова Ильи Шульгина. Частые назначения приглашенных сити-менеджером иногородних специалистов, в том числе и из родной для Шульгина Казани, заставляют горожан переживать за судьбу Кирова: многие считают, что привлекают «гостей» вовсе не «новые вызовы», а деньги, которые спустя несколько месяцев работы можно забрать с собой в другой регион. В ситуации разбирался «ФедералПресс».
Пришел ненадолго
Среди самых странных назначений эксперты называют приглашение в Киров экс-заместителя Ильи Шульгина по инвестициям Антона Карпинского, ранее занимавшего руководящие должности на государственных и коммерческих предприятиях в Москве, Сочи и Нижегородской области. Сам Карпинский заявлял, что хочет заняться привлечением в Киров инвестиций и «знает, как это должно быть». В октябре прошлого года Карпинский ушел в отставку – чем он занимался в Кирове в течение пяти месяцев, до сих пор не известно.
В феврале после года работы покинул должность главный дорожник Кирова Альберт Гутнов, тоже приглашенный Шульгиным. О его биографии было мало что известно, однако журналисты выяснили, что карьерный путь Гутнова пересекался с нынешним заместителем главы администрации города Александром Ященко в Орловской области, где тот работал в дорожных госучреждениях. Кроме того, полный тезка Гутнова был учредителем нескольких московских фирм. Многие считали Гутнова «слишком богатым» для работы на Вятке, однако, согласно декларации о доходах, за 2017 год Альберт Гутнов заработал менее 300 тыс. рублей.
Вызывает вопросы и назначение на должность замглавы администрации Кирова Александра Ященко. Он тоже работал в Сочи и Орловской области и тоже «слишком богат» для Кирова. Доход Ященко за 2017 год на предыдущей работе составил более 7 млн рублей. Отчета о доходах чиновников за прошлый год еще нет, но уже понятно, что доходы Ященко снизились в разы – в среднем заместители Шульгина зарабатывают около 1,5 млн рублей в год. Кроме того, появились слухи о том, что проработавший год Ященко вот-вот уволится и покинет Киров.
Назначенная в мае прошлого года новый руководитель правового департамента Наталья Емельянова приехала в Киров из Казани. Шквал едких комментариев в интернете вызвало участие Емельяновой в конкурсе красоты «Мисс Татарстан». Кроме того, кировские телеграм-каналы сообщали, что Емельяновой пришлось спешно удалять из соцсетей фотографии прежней «красивой жизни». Отмечалось, что на ее страничках в соцсетях были снимки, которые не лучшим образом сказались бы на ее карьере чиновницы.
«Кировчане уже не верят в приходящих руководителей дорожной отрасли»
Возглавившая в октябре прошлого года департамент муниципальной собственности Елена Ляпунова раньше занимала должность замглавы администрации Нарьян-Мара по взаимодействию с органами госвласти и общественными организациями, работала замдиректора культурного центра по связям с общественностью. Напрямую с вопросами управления муниципальной собственностью Ляпунова раньше связана не была, что, впрочем, не помешало ей занять свою должность в администрации Кирова.
Возникают вопросы и к иногородним руководителям кировских МУПов. Так «Центральный рынок» возглавил Аслан Рзаев, по данным пресс-службы горадминистрации, ранее работавший на руководящих должностях в коммерческих организациях Краснодара, Санкт-Петербурга и Москвы. Кресло руководителя скандального Автотранспортного предприятия занял специалист из Башкортостана Сергей Волков. Несколько недель назад МУП «ЦКС» возглавил специалист из Казани Степан Рахманов.
Больших претензий у кировских депутатов пока нет лишь к Аслану Рзаеву, которому удалось увеличить доход Центрального рынка. АТП же засветилось в истории с закупкой автобусов, конкурс на поставку которых из-за заточенности под одного исполнителя приостановило УФАС. Что касается ЦКС, то, по слухам, та начала «сливать» свои дома некой обслуживающей организации «Хлынов» – по предварительной информации, учредитель этой организации является владельцем казанской компании, занимающейся обслуживанием домов.
Упор – на местные кадры
Вопросы о мотивации возникали и к самому Илье Шульгину. Депутат регионального парламента Сергей Мамаев не раз задавался вопросом, что нужно успешному казанскому бизнесмену в Кирове: «Зарплата главы администрации в 100 тыс. рублей? Поверьте, для успешного предпринимателя, коим был Илья Шульгин, это настоящие копейки», – писал Мамаев.
Сам Илья Шульгин не скрывает, что, работая в Казани, зарабатывал гораздо больше, чем сейчас. Когда вопрос о доходах и целях приезда в Киров тому задал блогер Илья Варламов, Шульгин объяснил: ему интересно новое поле деятельности, а за годы работы в бизнесе у него сформировалась «финансовая подушка».
Шульгин утверждает, что иногородние специалисты приглашаются лишь тогда, когда в Кирове не могут найти человека с необходимыми компетенциями: «Ни для кого не секрет, что кадровая ротация происходит в администрации города постоянно и упор делается именно на местные кадры. То, что появляются люди из других городов и регионов, можно объяснить просто: требуется кандидат с определенным опытом и набором качеств. Если подходит местный, значит, местный, если нет, то нет. Когда выпускник военного командного училища из Москвы поступает на службу в Дальневосточный военный округ, это не вызывает вопросов почему-то», – отметил он.
Впрочем, некоторые депутаты кировской гордумы считают, что дела обстоят совсем не так, как говорит Шульгин.
«Я бы назвал кадровую политику Ильи Шульгина некомпетентной, – говорит депутат Владимир Журавлев. – Приглашаются случайные люди – все замы главы администрации, которые сегодня пришли, некомпетентны. У меня есть подозрения, что люди пришли не просто работать. Если человек едет фактически в «дыру», по сравнению с Сочи, значит, [собирается] какими-то делами заниматься, чтобы компенсировать разницу в зарплате. Значит, добирает чем-то другим. Другой мотивации я не вижу. Знаете, есть святые люди, которые работают не ради денег, а ради идеи, но таких людей с советских времен почти не осталось».
По словам Журавлева, почти все депутаты гордумы недовольны работой приезжих, включая специалистов, возглавивших муниципальные предприятия: «Что касается МУПов, то да, я хвалил Волкова за то, что он погасил около 50 миллионов рублей долгов за счет оптимизации. Но был конкурс на закупку автобусов, которую отменило УФАС. Там не состоялось уголовного дела, потому что автобусы не были закуплены. Еще ситуация в ЦКС – перед недавним назначением оттуда ушел человек из Казани, против которого в Татарстане возбуждено уголовное дело. Мы знаем, что в ЦКС параллельно была заведена казанская фирма, которая начала забирать работу у муниципального предприятия».
Как отмечает Журавлев, Шульгин «неправильно понял» слова депутатов об использовании казанского опыта.
«К нам везут кадровые отбросы, которые никому не нужны, – утверждает Журавлев. – Господин Шульгин конкурсов не проводит, принимаются вот так, по знакомству. Гутнов год отработал – ушел, Ященко год отработал – ушел, Карпинский 4 месяца отработал – ушел. А кто будет за это отвечать? Город же теряет свои возможности. Я считаю, у нас своих кадров здесь достаточно, в том числе компетентных».
Со скептицизмом к новым назначениям относится и депутат гордумы Татьяна Веселова, отмечая, что кадровая политика Ильи Шульгина не приводит к улучшению жизни кировчан. «Все помнят историю с Карпинским – вроде бы задумка с замом по инвестициям хорошая, идея благая, но человека не нашли, – говорит Веселова. – Не обязательно отраслью должен руководить местный специалист, но в случае с Карпинским и Ляпуновой я не вижу предпосылок к развитию города. Сейчас новый главный по дорогам пришел – не исключаю, что его попросили, как у нас говорят, «распилить дорожный миллиард». Я придерживаюсь того мнения, что лучше назначать наших, кировских – они будут болеть за город. У нас есть много общественников, которые готовы занять управленческие позиции, и они уж точно не станут «распиливать миллиарды», а будут работать во благо города. И да, хороший специалист вряд ли поедет в Киров на зарплату в 50 тысяч рублей – это действительно вызывает вопросы».
«Если бы это был первый год экспериментов, я бы поняла, однако у нас с учетом правительства области перестановки продолжаются уже несколько лет, но пока нет результатов», – резюмировала Веселова.
По словам политолога Михаила Журавлева, в случае с новым руководителем политика назначения «своих» людей зачастую носит вынужденный характер.
«Человек, получивший должность, старается окружить себя «своими» людьми не только для того, чтобы их продвинуть и наворовать вместе, а еще и потому, что знает, чего от этих людей ждать, – объясняет Журавлев. – Он знает: его судьба связана с их судьбой – если он уволится, то они уйдут вместе с ним».
«Когда же едет человек из другого региона, тут может быть несколько вариантов, – продолжает политолог. – Возможно, в Москве он получал не намного больше, чем ему предлагают в Кирове, но зато он надеется продвинуться. Думает, посидит главой районного управления, а потом уйдет на повышение. Человек готов пересидеть полгода-год на 60 тысячах, чтобы в будущем рассчитывать на больший заработок, чтобы запись была, что был вице-мэром или вице-губернатором. Так что мотивы переезда – не всегда воровство. Однако я не исключаю случаев, когда приезжие чиновники действительно рассчитывают на «дополнительный заработок».
При этом, отмечает Журавлев, возникающая текучка кадров всегда является виной руководителя: «Причин текучки, как правило, две: либо человеку плохо объяснили, что он будет делать, либо он такой хороший специалист, что его сразу же переманили, но первое вероятнее, чем второе».
«Кировская область – тяжелый регион, и я, честно говоря, не думаю, что многие с радостью туда поедут работать», – резюмирует Михаил Журавлев.
Фото:ФедералПресс / Евгений Потрочин,администрация города Кирова