Риск погибнуть в авиакатастрофе для пассажира невелик: 1 к 24 млн, по данным базы Plane Crash Info. Катастрофы случаются один раз на 1,2 млн рейсов, но летать все равно страшно — трудно забыть трагедии, повлекшие массовую гибель людей.
Вот сейчас в СМИ истерика из-за гибели 41 человек вследствие пожара самолета SSJ-100 в Шереметьево. Однако на дорогах России гибнет куда больше народу — за год в ДТП погибли около 17,2 тысяч человек, то есть по 47 человек каждые сутки. А еще недавно, в начале 2000-х, гибло почти по 100 человек в сутки. Спасибо Путину — эту ужасную смертность удалось сократить, и не столько повышением дисциплины водителей, сколько техническими мерами — автомобили стали более безопасными.
Однако ключ к сокращению смертности — в устранении «человеческого фактора» из управления транспортными средствами. Повышение уровня автоматизации управления самолетами стабильно сокращает число летных происшествий и количество жертв в них. Вот вам график:
Сторонники «теплых ламповых самолетов, управлявшихся руками», разумеется, ноют, что мол нынешние пилоты превратились в операторов, которые просто наблюдают за работой автоматики. Ну да — а вот и результат этого, на графике. А пока вы рулили руками — самолеты гробились куда чаще.
57% авиакатастроф вызваны ошибками пилотов, еще 9% — ошибками людей в наземных службах. Технические неисправности самолетов приводят к катастрофам лишь в 20% случаев. Остальные причины катастроф — природные явления и теракты.
Не поняли? Техника уже сейчас в 3 с лишним раза надежнее людей.
С автомобилями такая же ситуация. Радикального снижения аварийности и числа жертв на дорогах удастся добиться только тогда, когда человекам вовсе запретят садиться за руль, и машины будет водить автоматика. Над этим работают, и прогресс есть.
Вообще-то всё идет к тому , что уже совсем скоро самолетом/автомобилем полностью будут управлять бортовые компьютеры — это неизбежность. Это на порядки повысит безопасность полетов , но и программное обеспечение не без ошибок, что еще повлечет в будущем много и много смертей.
Это как караульный армейский устав — известно что он написан кровью.