(GonzoSay)
«Everybody lies» – говорил доктор Хаус. Отчасти он прав. Конечно же, все врут. Но не всегда. Вот, например, государственная пропаганда. Не так важно, какого именно государства и в какой период времени. Разве могут к её созданию подпустить людей, которые бы были настолько глупы, чтобы строить пропаганду целиком на лжи? Ложь лишь скрепляет её, вряд ли составляя более 10 % от объёма. Всё остальное – достоверные факты, нужная их интерпретация, и эмоции. Много-много эмоций. Настолько много, что рассудочная деятельность начинает давать сбой. И это действительно работает!
Возьмём, к примеру, тему тоталитарного советского периода времён правления кровавого маньяка Сталина. Все знают, что Сталин на самом деле не ел детей (наверное) и никогда лично не расстреливал из пулемёта врагов народа (но это не точно). Однако многие считают, что в 30-е годы прошлого века люди жили в состоянии перманентного липкого страха и лишь гадали: этой ли ночью или следующей за ними приедет «чёрный воронок». Откуда такое мнение у современного человека, который не застал ни тех времён, ни очевидцев, которые бы могли внятно и подробно рассказать, как тогда жилось? Да всё из той же пропаганды.
Давайте я на наглядных примерах покажу, как это работает. Для этого возьмём несколько рекламных вырезок из газеты «Правда» за 1937 год и попробуем почувствовать дух той эпохи.
…Гниловатый, скажем так, дух. Заплесневевший. Да, именно заплесневевший, как сыр, которым большевики кормили трудившихся на них рабов, потому что все свежие продукты, по воспоминаниям очевидцев, распределялись по спецраспредилителям среди партийной верхушки и их приближённых.
Конечно же, не всем по вкусу было есть плесень. Даже порабощённый народ имеет остатки гордости. Поэтому и был придуман эрзац-сыр.
Полуголодное существование, которое вёл среднестатистический советский гражданин, вынуждало его есть и не такое. Многим приходилось питаться кукурузными суррогатами вместо настоящего свежеиспечённого ароматного ржаного хлеба, коим испокон веков славилась Матушка-Русь.
Конечно же, с мясом были тоже проблемы и люди довольствовались «мясными изделиями». Помните тот позднесоветский анекдот о конференции директоров мясокомбинатов, когда они разочарованно узнали, что на одном из таких комбинатов колбаса вкуснее, чем у них, лишь из-за того, что в неё добавляют мясо?
Вряд ли кто-то к 1937 году мог вспомнить вкус настоящей деревенской курицы, аромат борща или как выглядят котлеты, поэтому большевики смогли под их видом продавать наполненные разной «химией» так называемые концентраты.
Мало кто решался выразить протест. Все сейчас знают эту грустную поговорку «половина страны сидела, а вторая их охраняла». Вероятно, знали её и тогда. Чтобы люди могли свыкнуться с мыслью о необъятности нашей страны и тем, что мест для лагерей на всех хватит, был организован так называемый «внутренний туризм».
Особенно цинично выглядели подобные путешествия на Север. Предположительно в каютах на верхних палубах теплоходов перевозили туристов, а на нижних – заключённых. Впрочем, разница между статусами пассажиров обеих категорий была невелика.
В СССР того периода государство грабило людей различными способами. Самыми распространёнными были: конфискация имущества у осуждённых «врагов народа» и массовое изъятие золота у населения под различными предлогами. Но, прежде чем изымать ценности, их нужно было продать гражданам, поэтому и стимулировали продажу ювелирных изделий населению различными методами. Это была поистине дьявольская хитрость большевиков.
Живя в обществе тотального страха и недоверия, многие поддавались массовой истерии и были готовы добровольно присоединиться к охоте на «врагов народа». Государство не препятствовало этому, и всем желающим принять участие в массовых расстрелах даже высылалось по почте оружие.
О том, что это всё правда свидетельствуют и секретные документы, найденные в личном архиве Сталина.
Выглядит нелепо? Может быть. Но если десятки лет повторять это как мантру? Если привлечь множество экспертов, которые будут рассказывать о водоизмещении туристических теплоходов, и каково в них было соотношение туристов к заключённым? Написать сотни книг с анализом обнаруженного в архивах «указания Сталина Яковлеву»? Опубликовать тысячи статей с перекрёстными ссылками друг на друга, о том, из каких ружей предпочитали расстреливать врагов народа простые граждане – из охотничьих или бескурковых? Привлечь, в конце концов, знаменитостей, которые будут вещать с телеэкранов, про то, как давились в детстве заплесневевшим рокфором, а сосед умер от того, что в бульонном кубике было чуть больше стрихнина, чем положено по ГОСТу? Тогда люди действительно начнут воспринимать именно ту интерпретацию, которая приведена выше, а «указание о плане «страда»» превратится из результата криворукой работы в фотошопе в историческую реликвию.
Впрочем, почему начнут? Уже давным-давно так всё и воспринимают, именно в это и верят. А вера, как известно, штука иррациональная, основана на эмоциях, самой главной из которых является страх. И основная проблема в том, что страх-то этот не людей эпохи кровавой диктатуры сталинского периода, а нынешних. Тех, кто боится потерять своё положение в обществе, свои капиталы и свою власть. Ради ли поисков исторической правды государство финансирует исследования и издание книг о массовых репрессиях? И разве только за деньги вещают об ужасах сталинского режима Дибров, Сванидзе или Михалков? Хотя Михалковым бояться нечего – они хорошо себя чувствуют при любой власти и, по всей видимости, смогут пережить даже ядерную войну наравне с представителями надотряда Dictyoptera. И это нагнетание страха продолжается уже более 60 лет, превращая зачастую совершенно нелепые интерпретации или откровенные фальшивки в непреложную истину, которую заботливо охраняют тонны эмоций от малейших попыток рассмотреть с беспристрастной точки зрения.Авторство: Авторская работа / переводикаКомментарий автора:
Ещё больше о сталинских репрессиях и «большом терроре» в моём канале телеграмм: https://t.me/gonzosay