«Белорусская нефтяная компания» (БНК) купила партию норвежской нефти Johan Sverdrup в объеме 80 тыс. тонн с поставкой литовский порт Клайпеда 22 января, сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе концерна «Белнефтехим».
«Для новополоцкого НПЗ «Нафтан» закуплена партия норвежской нефти в объеме 80 тыс. тонн, поставка через порт Клайпеда 22 января», — сказал представитель пресс-службы концерна.
По его словам, сделку заключила БНК, которая является государственным нефтетрейдером, ответственным за экспорт белорусских нефтепродуктов.
Как сообщалось, Белоруссия накануне Нового года не смогла договориться с российскими нефтяными компаниями об условиях поставки нефти с 1 января 2020 года. Президент Александр Лукашенко 31 декабря распорядился в ближайшие дни начать импорт нефти от альтернативных поставщиков.
«Прежде всего, речь идет о поставках железнодорожным транспортом из портов на Балтике, а также о задействовании для альтернативных поставок нефтепровода «Дружба», — отмечалось в сообщении пресс-службы президента Белоруссии.
Первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой позднее сообщил, что правительство
направило коммерческие предложения о покупке нефти на Украину, в Польшу, Казахстан, Азербайджан и страны Балтии. «Мы разослали соответствующие коммерческие предложения во все возможные страны: и Украина, и Польша, и страны Балтии, и Казахстан, Азербайджан», — сказал Крутой 14 января.
«Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме. Думаю, здесь мы тоже скоро получим альтернативные варианты поставки конкретной нефти», — отмечал первый вице-премьер.
Поставки российской нефти на белорусские НПЗ отсутствуют с 1 января 2020 года за исключением НК группы «Сафмар» Михаила Гуцериева, которая сообщала о планах поставить в январе в Белоруссию 750 тыс. тонн нефти.
Пока белорусские НПЗ работают с минимальной загрузкой, обеспечивая топливом только внутренний рынок.
справка :
За последние 12 месяцев, с сентября 2018-го по август 2019-го, Беларусь импортировала 17,97 млн тонн нефти на $6,598 млрд, и исключительно из России.
80 000 тонн это один не самый большой танкер, хотя и крупнотоннажный (LR1).
Мощность Новополоцкого НПЗ 12 млн. тонн нефти в год. В сутки 32 870 тонн.
Переработка нефти производство непрерывное, для _полной_ загрузки завода в год надо 150 таких партий.
Или три партии по 80 000 тонн (~13 ж/д составов), то есть не менее 39 составов, в _неделю_.
А ведь нефть нужно перевалить, она моментально не разгружается…
Нефть по трубе много удобнее получать, да вот незадача: нету такой трубы к норвегам. Точнее, _от_ норвегов. Или хотя бы от порта выгрузки…
Вывод: поставки с двойной перевалкой по единственной жд ветке не обеспечат полной загрузки завода. Партия для обеспечения непрерывного техпроцесса на минимальной загрузке.
Чистая математика…
Российское руководство достаточно ясно намекнуло Лукашенко: хотите газ по цене Смоленской области — становитесь Смоленской областью или чем-то в этом роде. Очевидно, что для белорусского официального лидера это неприемлемое условие.
А это означает, что Белоруссии придется жить в условиях стремящейся к нулю российской финансово-экономической поддержки.
Это ударит — и уже бьет — по привыкшей к московской подпитке белорусской экономике.
Нефть неотвратимо дорожает, так что НПЗ однозначно перестанут приносить бюджету прежние барыши. Перспектива и так полулежачих монстров социалистической индустрии, пожирающих уйму энергии и материалов, становится еще более плачевной. Денег на дотации селу, низко-эффективному промышленному госсектору будет все меньше. Ну, и так далее по всему списку.
Путь медленной деградации — самый вероятный?
Как в этих условиях выживать? Самый простой ответ — перекраивать структуру экономики, усиливать курс на ее диверсификацию, разворачивать комплекс реформ. Но Лукашенко на днях лишний раз подтвердил свой консервативный имидж, заявив, что «принципы государственной экономической политики, которую мы формировали годами, останутся неизменными».