Провинция Идлиб – последний регион Сирии, где все еще бесчинствуют боевики. Вооруженный конфликт в сирийской провинции на днях разгорелся с новой силой. Поводом для резкого обострения обстановки стали скоординированные атаки террористов на соседние от Идлиба районы. Однако, в последнее время Идлиб выступает не только как поле боя сирийских и российских войск против джихадистов, но и как арена столкновения противоречивых интересов международных игроков, а именно Сирии, России и Турции. В начале февраля в идлибской зоне деэскалации произошло неприятное событие: под атаку сирийских военных, направленную против незаконных бандформирований в Идлибе, случайно попали турецкие солдаты. Турецкая армия, в ходе ответной операции, убила 35 сирийских солдат. В Анкаре также заявили, что сирийские войска в районе турецких наблюдательных постов в Идлибе отныне будут считаться неприятельскими.
У Турции в Сирии несколько целей, к примеру – захватить побольше территорий и расширить сферу своего стратегического влияния на Ближнем Востоке. Первостепенная же цель – обеспечить контроль над районами на севере Сирии, где сейчас проживают курды. Турецкие власти опасаются, что в Сирии может возникнуть курдская автономия, что, в свою очередь, может подтолкнуть курдскую диаспору в самой Турции к борьбе за независимость и созданию отдельного территориального образования. Курдский вопрос в Турции является одним из самых болезненных в течение многих десятилетий. Анкара считает курдские «Отряды народной самообороны» исключительно террористами, рассматривая их качестве сирийского ответвления запрещенной в Турции Курдской рабочей партии, и намерена раз и навсегда прекратить их деятельность вблизи своих границ. Усиление позиций курдов в Сирии напрягает правительство Эрдогана, и Анкара сделает все возможное, чтобы не допустить курдского самоопределения.
Россия, которая поддержала режим сирийского президента Башара Асада и по его просьбе направила российских военнослужащих в Сирию для борьбы с радикалами, в турецкие планы не входит. Оказывая военную поддержку сирийской армии, российская авиация наносит точные удары по действующим там боевикам, часть из которых негласно находится под «турецкой опекой». По данным Минобороны РФ, сейчас от террористов освобождена важнейшая транспортная артерия Сирии – дорога М5, которая связывает Алеппо с городами Хамой, Хомсом и Дамаском, благодаря чему восстановление мирной жизни в Сирии значительно ускорится. Турцию такое развитие событий не устраивает.
На днях турецкий лидер Реджеп Эрдоган заявил о готовности начать военную операцию в Идлибе после не устроивших его переговоров с Россией. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, эскалация в Идлибе подрывает российско-турецкие соглашения, достигнутые ранее в Сочи и Астане. Турецкий дипломат подчеркнул, что сочинские и астанинский процессы продолжают действовать. Однако они осложняются нападениями со стороны сирийский правительственных войск, из-за которых выполнение договоренностей теперь находится под угрозой. Обиженная Анкара планирует сделать все, «чтобы остановить» режим сирийского лидера Башара Асада «как за столом переговоров, так и на местах».
Теперь Турция активно укрепляет свои позиции на границе с Идлибом. Турецкая сторона уже перебросила к своим наблюдательным пунктам в регионе 300 грузовиков с БТР, САУ и боеприпасами, что сильно усугубляет сложившуюся в кризисной зоне ситуацию. Военную операцию Турции против армии Сирии можно определенно назвать худшим сценарием развития событий. Ведь одно дело – выступать против курдских сил, которые в Турции издавна значатся под грифом «террористы», но абсолютно иной случай – вторгаться в Сирию, в суверенное государство, являющееся членом Организации Объединенных Наций. Начав военную операцию против сирийских правительственных сил в Идлибе, Турция развяжет с Сирией войну и нарушит международное право. Помимо этого, возможная атака турков на Идлиб спровоцирует массовый поток беженцев из провинции и приведет к гуманитарной катастрофе. Тем временем, Соединенные Штаты уже заявили о поддержке действий Анкары. «США продолжат координироваться с Турцией на дипломатическом уровне для восстановления зоны деэскалации в Идлибе и добиваться отвода сил Асада на линию прекращения огня 2018 года. Мы поддерживаем законные интересы Турции, нашего союзника по НАТО», – подчеркивают в Вашингтоне.
Несмотря на грозные ультиматумы Анкары, сирийская армия при поддержке российских войск продолжает отвоевывать у боевиков все новые территории. Маловероятно, что у Турции получится заставить сирийцев уступить. К тому же, окончательно ссориться с Россией из-за Идлиба Эрдоган, судя по всему, пока не намерен. Турции остается саботировать астанинский формат, который стал доказательством того, что Москва и Анкара способны идти на компромисс и плодотворно сотрудничать не только в Сирии, но и в ближневосточном регионе в целом. Без Турции астанинский формат потеряет смысл, и потому турецкое правительство собирается использовать его как рычаг давления на Москву и, следовательно, Дамаск.