Русские инженеры — последняя надежда для Boeing

Именно спроектированный русскими Boeing 787 стал самой успешной новинкой американского авиаконцерна за последнее десятилетие.

Расследование проблем, связанных с Boeing 737 MAX, привело к тому, что в авиаконцерне стали вскрываться новые и новые проблемы, которые, как выясняется, скрывались целыми десятилетиями.

Это вполне может означать полный крах репутации компании, считает обозреватель Федерального агентства новостей Алексей Анпилогов.

Не так давно случился очередной скандал – в топливном баке 737 MAX был обнаружен «забытый» мусор. После этого в компании начали проверку более чем четырехсот самолётов этой модели. Количество машин, у которых были обнаружены проблемы, не разглашается. Однако конкретная цифра не так важна.

Более 400 самолётов повисли на складском балансе после того, как полёты на данной модели самолётов были приостановлены.

Проблемы с производственным мусором были известны и ранее, и до сих пор не были решены. И это говорит о том, что качество производства Boeing постепенно снижается.

В январе 2020 года также выяснилось, что два пуска проводки в хвосте авиалайнеров модели 737 находятся слишком близко друг к другу, что может приводить к короткому замыканию. В этом случае авария будет не менее разрушительна, чем при уже известной проблеме – отказе системы MCAS.

Но такая проблема присутствует не только у модели 737 МАХ. Эти авиалайнеры унаследовали её от другой модели — 737 NG. Таких самолётов в мире 6800, и если все владельцы этих судов начнут подавать иски против Boeing, компания разорится.

Кроме того, комплексная проверка конструкции лайнеров, которая началась после скандала с MCAS, показала также, что двигатели практически всех самолетов Boeing оказались уязвимыми для удара молнии.

Не так давно стало известно, что один из крупнейших клиентов авиагиганта компания American Airlines договорилась с Boeing о компенсации убытков за простой 737 MAX. Сумма не была названа, однако известно, что баланс компании разово вырос на целых 540 миллионов долларов. И вероятно, это именно сумма компенсации.

А ведь у American Airlines было всего 24 самолета 737 МАХ. Boeing успела продать всего 393 лайнера этой модели по всему миру, пока полёты не были приостановлены.

А если добавить к этому числу ещё и 6800 лайнеров модели 737 NG, за которые тоже могут потребовать компенсации, то Boeing отправится на свалку истории.

Проблему с 737 МАХ быстро не решить. Дело в том, что при проектировании этого самолета компания допустила грубое нарушение инженерных стандартов и подходов. Она просто взяла планер от классического Boeing 737 и прилепила к нему более крупные турбовентиляторные двигатели.

Большой диаметр внешнего вентилятора приводит к значительному лобовому сопротивлению воздуха в полете, а значит, к нарушению центровки самолёта.

Изначально Boeing 737-й модели был спроектирован на совесть, но его не создавали для огромных современных турбовентиляторных двигателей.

Каждая следующая модификация 737-го лайнера снабжалась всё более крупными вентиляторами. Так на модели 737 NG они стали чуть ли не «царапать» по взлетной полосе, поэтому их стали делать более «приплюснутыми».

При проектировании 737 МАХ планер от первой модели 737 необходимо было уже кардинально переделывать, однако этого не было сделано. Именно для того, чтобы самолёт не нырял носом из-за нарушенной центровки, создали компьютерную программу, которая и отправила два лайнера с 346 пассажирами и членами экипажей носом в землю.

То есть теперь для того, чтобы поднять в воздух 737 МАХ, нужно поменять ему двигатель. Но именно на него и было завязано главное преимущество лайнера – топливная эффективность.

Остаётся ещё один вариант – переделать планер 737-го. И тут мы сталкиваемся с новой проблемой. В последнее время новые лайнеры в Boeing проектируют… суперкомпьютеры или русские инженеры!

Так, например, модель Boeing 787 Dreamliner действительно подняли в воздух русские инженеры, а Boeing 777X проектировал французский суперкомпьютер, хотя он пока никак не пройдёт испытания.

Ещё в 1998 году корпорация Boeing открыла свой офис в Москве по адресу Газетный переулок, 17. Он носил скромное название «Конструкторский центр». Изначально в нём работали 12 инженеров из КБ имени Ильюшина. Позже штат разросся именно за счёт инженеров до 250 штатных сотрудников и 1200 сотрудников на контракте.

По состоянию на 2016 год общее число инженеров компании Boeing составляло 17 600 человек. Более поздних данных нет, поскольку компания перестала их публиковать.

И причины были. В 2011 году на завод Boeing в Эверетте прилетели 18 инженеров из Москвы. Но миграционные службы не пустили их и отправили назад, потому что компания скрывала их роль в доводке новейшего Boeing 787 Dreamliner. Планер этой модели был спроектирован в России в «Конструкторском центре». Инженерам сделали «учебные» визы B-1, а на практике россияне прилетели на завод работать за американцев, поскольку именно они отвечали за массу систем новейшего тогда Boeing 787. Один из инженеров проговорился об этом на рутинном опросе в офисе миграционной службы. Дело было громкое, но его всё же замяли.

Через год компания снова втихую привезла спецов из Москвы в Сиэтл, но история снова повторилась. И, что удивительно, когда в компании началась волна сокращений в конце 2013 года, были уволены 1700 американских инженеров и ни одного русского из 250 официальных и 1200 наемных сотрудников «Конструкторского центра».

И ведь именно спроектированный русскими Boeing 787 стал самой успешной новинкой американского авиаконцерна за последнее десятилетие. При этом русские трудились за 1000 долларов в месяц, а американцы с индусами, породившие «программу-убийцу» MCAS, – за 7000 долларов.

А вот другая предполагаемая новинка Boeing 777Х была спроектирована при помощи суперкомпьютера. И он предложил сделать из кронштейнов и шпангоутов в крыльях и в фюзеляже буквально ажурные арки, при этом облегчая вес самолёта лишь на 2%.

В прочности такой конструкции усомнились. Да и испытания он не прошёл – в ноябре ноябре 2019 года Boeing 777Х «успешно» не прошёл сертификацию.

Тестовый Boeing 777Х переломился при 1,48-кратной нагрузке, после чего конструкцию вернули на перерасчет, а сам самолет — на доводку.

Теперь сроки его запуска отодвинулись. и даже при самом оптимистичном сценарии он не взлетит раньше мая 2020 года. Более того, у 777Х есть те же неприятности с громадными турбовентиляторными двигателями, что и у 737 МАХ. А у самого большого турбовентиляторного двигателя General Electric, который по замыслу должны установить на 777Х, есть своя собственная проблема — сверхнормативный износ в титановых лопатках. Так что этот лайнер пока что приносит компании также одни убытки.

При этом коммерчески компанию «тянут» 787 Dreamliner, которые в количестве 12 штук стабильно каждый месяц выходят с заводов Boeing.


Ксения Мальцева