Загробная месть Муаммара Каддафи
Бывший президент Франции (2007–2012), а до этого министр внутренних дел Николя Саркози был задержан уголовной полицией Нантера (предместье Парижа), куда он явился по вызову для беседы.
По сообщениям газет, задержанного бывшего президента хотят допрашивать по ливийскому делу. Ещё в 2011 году, когда Франция приняла самое деятельное участие в свержении полковника Каддафи, его сын потребовал в связи с резко изменившимися обстоятельствами, чтобы Саркози вернул обратно €50 млн, которые полковник выделил ему в 2006 году на ведение избирательной кампании.
Денег Саркози не вернул, но о ливийском финансировании его победы на президентских выборах 2007 года злые языки говорят уже седьмой год — это стало общим местом и, кстати, сыграло свою роль в поражении Саркози на выборах 2012 года. Чтобы проиграть такому ничтожеству, как Франсуа Олланд, надо было всё-таки очень пострадать в общественном мнении.
Возможно, подарок 2006 года от лидера ливийской революции действительно имел место — Фонд Клинтонов получал щедрые дары с арабского Востока, и чем Саркози хуже. Опять же органы Французской Республики много копали под бывшего президента, под раздачу попал и глава администрации президента Франции (2007–2011) Клод Геан, которого теперь обвиняют в том, что он несколько раз лично возил в чемодане деньги от лидера ливийской революции своему патрону.
Наконец, Саркози не привыкать к общению с органами. После 2012 года его регулярно тягали в прокуратуру по разным делам — и всё больше связанным с чёрной партийной кассой. На французском ТВ даже выработался чёткий канон подачи таких новостей.
Ведущий зачитывает сообщение об очередном визите сына Франции в прокуратуру, после чего идёт телевизионная картинка: Саркози в трусах семенит рысцой. Очевидно, чтобы подчеркнуть, что бывший президент яко благ, яко наг.
Тем не менее вряд ли есть основания предполагать, что в 2011 году он был движим именно желанием упромыслить спонсора, чтобы концы в воду. Кроме того, что сейчас мы видим, как оно в воду, скорее всего, в 2011 году Саркози думал совершенно о другом. Магриб уже не первый век есть зона интересов Франции, и когда началась «арабская весна», Саркози сразу всё понял. «Зачем мятутся народы и князья замышляют тщетное?» — да затем, чтобы учредить в Северной Африке цветущую демократию, неотделимую от выгодных нефтяных контрактов. Чему взбалмошный Каддафи только мешал. То есть ничего личного, только рыночные и демократические соображения.
Опять же вспомним, как в 2011 году всемирноучёные профессора, эксперты, а равно и важные государственные деятели наперебой объясняли, что наконец-то арабский мир проникся ценностями либерализма и демократии и теперь пойдёт уж музыка не та, у нас запляшут лес и горы. Если бы всё пошло по предсказанному, то, конечно, Саркози никто бы не тронул. Но поскольку получился сумбур вместо музыки и Ливия превратилась в чёрную дыру — ни себе ни людям, — у творцов ливийского освобождения появились проблемы.
К тому нужно добавить, что Франция, хотя и не замечена в особых симпатиях к Государству Израиль, но в одном отношении она с Израилем чрезвычайно близка. Что в Иерусалиме, что в Париже чрезвычайно любят таскать политиков в прокуратуру. В Израиле вообще что ни политик, то под статьёй ходит. Начиная с премьера Нетаньяху. Это вообще сделалось обыденным приёмом борьбы за власть. Сажать обыкновенно не сажают, но кровь портят изрядно.
Франция примерно на той же линии. Вспомним, как весной 2017 года тягали лидера голлистов Франсуа Фийона за непотизм. Или — ещё раньше — как добивали Доминика Стросс-Кана, обвиняя его в неслыханном блудодеянии, которое тот учинял в г. Лилле.
Но сдался Фийон, сдался Стросс-Кан, они отказались от претензий на власть — и все забыли (в том числе и органы) и про непотизм, и про блудодеяние.
Судя по тому, как шерстят Саркози, тот проявляет злоупорство и не вполне готов сделать хенде хох. Но раз битому неймётся, то при такой непонятливости — пожалуйте в прокуратуру.
Так что люди, настроенные мистически, вольны тут видеть Немезиду и загробное мщение Каддафи, но с точки зрения Realpolitik здесь скорее зачистка тех деятелей прежней (до 2017 года) политической верхушки, которые ещё не поняли, что здесь вам не тут, и продолжают рыпаться.