«Многие современники отмечали, что Пасха в 1921 году, несмотря на голод, была отпразднована широко и многолюдно. А главное — без всяких эксцессов. И это не было случайностью. Накануне Пасхи Ленин пишет Молотову:
«Если
память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр насчет 1 мая,
и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное.
Это нельзя. Это
нетактично. Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное; / не разоблачать
ложь, / а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии. / Надо издать
дополнительное письмо или циркуляр. Если Секретариат не согласен, то в
Политбюро». (Полн.собр.соч. т.52
стр. 140)
Секретариат и Политбюро согласились, и 21 апреля 1921 года, в дополнение в ранее публиковавшемуся циркуляру, «Правда» напечатала письмо ЦК РКП(б), в котором предлагалось не допускать каких-либо выступлений, «оскорбляющих религиозное чувство массы населения».
Когда Ленин получил письмо верующих из Череповецкой губернии с просьбой дать им возможность достроить церковь, сооружение которой было начато ими еще до 1917 года, Владимир Ильич написал: «Окончание постройки храма, конечно, разрешается…»
А когда из Петрограда пришло письмо прихожан церкви при Военно-медицинской академии с просьбой отменить распоряжение о ее превращении в клуб академии, Ленин тут же написал в Наркомюст П.А. Красикову: «Удобно ли, даже при особых условиях, превращать церковь в клуб? Есть ли налицо какие-либо особые условия? Не лучше ли отменить и вернуть церковь? / Разберитесь, пожалуйста, и разузнайте повнимательнее, а мне пришлите краткое сообщение об итоге»».
Логинов В.Т. Заветы Ильича. Сим победиши. М., 2017. с.
81-82.Записка П.А.Красикову. 27 января 1921 г.