Завершив
свою трехмесячную одиссею, «Академик Черский» стоит в немецком порту
на острове Рюген, где ранее была замечена строительно-монтажная баржа
«Фортуна». Там же находится логистический терминал проекта «Северный
поток-2», куда в настоящее время доставляются трубы большого диаметра.
Очевидно, что полным ходом идет подготовка к достройке оставшейся части
подводного газопровода.
Параллельно с этим за океаном в
США, как сообщает издание Atlantic Council, готовятся ввести новые
санкции против «Северного потока-2», если трубопровод будет введен в
эксплуатацию. Какие же тогда варианты будут стоять перед «Газпромом»?
Сейчас принято проводить параллели между «Северным потоком-2» и событиями полувековой давности, когда СССР тянул первый газопровод в Европу через Украину. Вашингтон тогда также жестко давил по всем направлениям, требуя от европейцев покупать американский уголь. Сегодня это СПГ, но задачи и методы их решения остались прежними.
Сперва руками Дании была растянута на годы бумажная волокита, потом Брюссель принял поправки к Третьему энергопакету ЕС, который оставил газопровод наполовину пустым. Берлин смог выбить исключение из этого правила, но необходимо было успеть достроить трубу до мая 2020 года. В декабре 2019-го США ввели санкции в отношении подрядчиков «Северного потока-2», которые немедленно его бросили, сорвав все сроки. Федеральное сетевое агентство ФРГ отклонило новую заявку оператора проекта на вывод газопровода из-под действия директивы. Это означает, что одна из двух ниток трубопровода рискует так и остаться пустой, а сроки окупаемости инвестиций как минимум удваиваются.
Теперь «Газпрому», не имеющему соответствующего опыта, придется самостоятельно осуществлять прокладку морской части, а после столкнуться с вероятностью попасть под новые американские санкции, о чем заявил сенатор США Тед Круз. Проблема заключается в том, что пока неясно, откуда именно ждать беды, на что справедливо указали в профильном комитете российской Госдумы:
Непонятно, будут ли они против компаний, которые владеют этим трубоукладчиком, или против «Газпрома» и пятерки ведущих нефтегазовых компаний мира. Или, может, против правительства Германии, которое покупает газ?
Уже
сейчас эксперты называют несколько вариантов, которыми может
воспользоваться «Газпром», чтобы все-таки продавить свой проект.
Во-первых, имеет смысл обратиться в суд, доказывая, что применение норм Третьего энергопакета к морским газопроводам не имеет смысла, поскольку в 12 морским милях от берега Германии нет ни иного трубопровода, ни СПГ терминала. Некоторое время назад это сработало в отношении ветки Opal, но после в дело вмешалась Варшава. Европейские «качели правосудия» в таком случае будут качаться из стороны в сторону, и «Северный поток-2» действительно превратится в резервный газопровод для ЕС, который по мере необходимости будут то загружать по максимуму, например, холодной зимой, то оставлять наполовину пустым.
Во-вторых, монополист может попытаться обойти директиву, договорившись с потребителями о переносе точки сдачи газа из Австрии на российскую территорию или в море в 12 милях от берега Германии. Не факт, что все будут готовы пойти навстречу компании.
В-третьих, «Газпром» может просто выполнить требования европейских норм: отдать управление морской частью трубопровода иному оператору, либерализовать газовый рынок, дав доступ к экспорту компаниям «НОВАТЭК» и «Роснефть», о чем мы рассказывали ранее.
Наконец, компромиссом может стать выставление свободных 50% мощностей «Северного потока-2» на аукцион, где ими сможет воспользоваться сама госкорпорация.
Автор: Сергей Маржецкий