Китай «отказывается» от газпромовского газа

Когда я увидел, как дружно подхватили эту новость все мои «уважаемые нефтегазовые оппоненты», я улыбнулся. Согласитесь, очень трудно не улыбаться, когда видишь отчаянное желание противоположной стороны натянуть сову на глобус, когда она трещит по всем швам.

А по-другому и быть не могло. Ведь не реагировать на упорное желание Москвы и Пекина выстроить свои энергетические отношения, и в первую очередь, желание вслед за «Силой Сибири» реализовать второй амбициозный проект «Сила Сибири-2», кое-какие силы в Украине и России просто не могут. Они выполняют заказ, а то, что при этом выглядят полными идиотами, так то издержки профессии. Самой древней «политической профессии» в мире…

Цель атаки – «Сила Сибири-2»

Первая в этом году информационная атака на «Силу Сибири -2» произошла в мае, когда на тот момент, мало кому кроме узких кругов экс-инженер «Газпрома» рассказал, о том, что «Сила Сибири» — это большой «газпромовский бред».

По этому поводу автор этого материала выпустил отдельную двулогию, пояснявшую почему это не так:

«Сухие скважины Чаянды» (Часть 1)

«Сухие скважины Чаянды» (Часть 2)

А вызвано это было сообщениями о том, что Москва начала проектировать трассу будущего нового газопровода из Сибири, через Монголию в Китай, и таким образом собирается не только еще сильнее укрепить свои позиции на китайском рынке, но и за счет реализации этого проекта собирается соединить воедино свою газотранспортную ГТС, что сильно развяжет ей в будущем руки.

Подробнее об этом здесь:

Сила Сибири-2: или как за деньги Китая решить важнейшую стратегическую задачу России

 Новая атака последовала несколько дней назад, и поводом для нее стал, якобы отказ Китая от ориентира на российский газ и изменение его приоритетов в этом направлении. Мол статистика показывает, что даже первые 5 млрд. кубов, которые в 2020 году «Газпром» должен поставить в Поднебесную по МГП «Сила Сибири» китайцам не нужны и они предпочитают покупать нероссийский СПГ продукт.

Более глупого обоснования и более дилетантского объяснения ситуации трудно и предположить. Хотя, с учетом на кого это рассчитано и, самое главное, кем это пишется, ожидать чего-то умного было сложно.

Ну кончено, как понять этим людям, что к геополитике цена, вопрос хоть и важный, но гораздо менее важный, чем безопасность. И именно из расчета своей энергетической безопасности на время ведения экономических войн с США, все наземные газопроводы Пекином и задумывались.

Причем, война эта, как началась в 2018 году в более менее активной фазе, так пока и не спешит оканчиваться. И на этом фоне отказаться от российского трубопроводного газа, такой бред мог прийти в голову только абсолютно … русскому либералу.

Ну да Бог с ними, убогие по сути люди, давайте разберемся, а о чем же все таки говорят факты.   

О чем говорят факты

Начать я хочу с февраля 2020 года, когда Китай официально объявил о наступлении форс-мажорных обстоятельств в связи с эпидемией коронавируса, что по его мнению, позволяет ему отказаться от январских соглашений с США в т.ч. и по энергетическим поставкам.

Это привело Дональда Трампа буквально в бешенство. Особенно его бесило то, что в мае 2020 года энергоимпорт Китая резко увеличился и даже стал выше докризисного, но это не имело следствием отмену форс-мажорных обстоятельств в отношении американского СПГ.

Что интересно, с индонезийских и австралийских поставок такие «обстоятельства» были сняты в мае-июне. Но что еще более интересно, в связи с рассматриваемыми нами газовыми отношениями Китая и России, точно такие же форс-мажорные обстоятельства были объявления Пекином в отношении казахского и узбекского газа, но не русского.

Чем интересен этот факт. Наступление форс-мажорных обстоятельств подразумевает, что законтрактованные объемы на этот период выбираться не будут, а штрафные санкции при этом не будут начисляться. А теперь сравните этот факт с тем, что сегодня пишут «оппоненты».

Но и это еще не все.  Если все так, и Китай отказывается от российского газа, то как можно объяснить, что буквально в унисон с этой новостью, пришла другая, что Пекин во исполнение плана развития своих регионов к трубопроводному российскому газу, начинает прокладку новой трубы на юг. Нет, я понимаю, что даже чугунные головы моих оппонентов соединить воедино всего этого не способны, а потому, они просто этого не замечают. По их мнению, Китай уже решил отказаться от российского газа и точка. А трубу они будут прокладывать, чтобы деньги закопать. Смешно.

И все это идет на фоне в том числе и быстрого роста закупок российского СПГ, который сегодня закупается в разы больше, чем год назад.

Итак, факты говорят о том, что Китай и Россия не только не собираются уменьшать поставки газа по трубе из России, но и серьезно настроены их увеличить уже в ближайшем будущем, о чем недавно заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, сообщивший, что по первой трубе его кампания собирается прокачивать не 38 млрд. кубов запланированных объемов, а 44 млрд. кубов.

Так и хочется при этом спросить, а как же «сухие скважины Чаянды»? Тогда как же объясняются факты таких незначительных объемов закупки российского трубопроводного газа Китаем в первые пять марте-мае 2020 года? Очень просто. Причем, все это уже было в истории, когда закупавший на тот момент российский газ «Нафтогаз», на фоне падения цен на нефть и в следствие привязки его цены к ценам на нефть, просто ждал самой хорошей цены. С учетом полугодового лага от цен на нефть и резким падением цены на нее в марте 2020 года, такие условия для Китая наступят в 4 кв. 2020 года, когда он и постарается выбрать, как можно более большие объемы газа.

Вот так выглядят факты и так выглядит ситуация в российско-китайских газовых отношениях, если не пытаться натягивать сову на глобус, и не высасывать выводы из пальца.

Юрий Подоляка