На соседнем ресурсе я уже рассказывал про чудесный городской электромобильчик Peugeot VLV, который был французским концерном Peugeot в 1941-м году в ответ на ограничения немецких оккупационных властей на потребление горючего.
Двухместный электромобиль оснащался четырьмя 12-вольтовыми свинцовыми аккумуляторами от грузовика; максимальная скорость VLV составляла 36 км/ч, а заряда батарей хватало на 80 километров пробега. В течении 1941-1942-го гг. было выпущено 377 колясок, после чего производство машины было запрещено немецкими властями. Гретатунберг негодуэ:
Надо заметить, что аппарат довольно остроумный — и свою функцию «ездить по городу за три копейки» он выполнял.
Давайте посчитаем бюджет современной реинкарнации такого аппарата, базируясь на ТТХ этого старого Пыгота. Возьмем за базу двухместную компоновку типа «вдвоем тесно, но можно ехать, одному ОК» и использование стандартных свинцово-кислотных аккумуляторов от грузовика. Что у нас получится?
4 штуки 12-вольтовых аккумулятора по 90 а/ч от грузовика: 5 тыр * 4 = 20 тыр.
Это главный расходник для электромобиля, потому что ресурс аккумуляторов ограничен (чего 99% электродрочеров не понимают). Если базироваться на пробеге электромобильчика в 80 км на одном заряде, и ресурсе батареи в 500 циклов заряд-разряд — у нас получается ресурс батареи 40 тысяч км пробега.
20 тыр / 40 тык = 0.5 рубля за километр. Хе-хе, а получается-то неплохо!
Посчитаем стоимость электричества:
90 а*ч * 48 вольт = 4320 ватт*час, 4.32 киловатт-часа энергоемкость батареи. Предположим КПД зарядного цикла около 60% — то есть на заряд такого аккумулятора мы затратим около 7 киловатт*часов энергии из сети 220 в. Это примерно 35 рублей.
35 руб / 80 км = 0.44 рубля за километр (округленно).
В общем, с учетом амортизации аккумуляторов получается дешевле 1 рубля за километр.
Теперь посчитаем стоимость привода:
2 штуки бесщеточные моторы для электроскутера, пиковая мощность каждого 4 киловатта, постоянная 2 киловатта: 7 тыр * 2 = 14 тыр.
Регулирующая электроника — еще 6 тыр.
Итого — 40 тыр весь привод с аккумуляторами.
Поскольку мы не экономим и ставим два мотора — задние колеса можно разнести шире, чем у Peugeot VLV. Два мотора избавляют нас от применения дифференциала, и позволяют использовать вот такую конструкцию заднего моста (это серийное китайское изделие, кстати):
Но сама аэродинамика кузова в виде «капли» с вынесенными колесами и сдвинутыми назад пассажирами — должна быть сохранена, потому что именно в ней заключается изюминка малого расхода энергии. Разумеется, кузов имеет смысл причесать, использовав лобовое стекло с большим углом наклона и обтекаемую крышу, плавно сходящую назад. Получится что-то вроде такого (ничего не надо изобретать, инженеры Рено за нас уже сделали все продувки в аэродинамической трубе):
Аккумуляторы в этой капсуле засунуты под сиденья.
Переднюю подвеску с рулевой трапецией, колесами и тормозами можно позаимствовать у моноприводного квадрацикла. Классическая схема с двойными V-образными рычагами из стальной трубы и наклонными амортизаторами:
Всё это собирается на раме из труб, обвешанной легкими пластиковыми панелями.
Аккумулятор на 90 а*ч 12 вольт весит около 25 кг, 4 аккумулятора — 100 кг. Всю остальную конструкцию можно уложить в еще 100 кг — так что вся самобеглая электротележка будет иметь сухую массу менее 200 кг. При ограничении максимальной скорости на уровне 40 км/ч можно было бы разрешить управление этими аппаратами без прав и с чисто формальной регистрацией в ГАИ (чтобы были номера, и камеры могли выписывать штрафы), без всяких техосмотров и техрегламентов. Только взвешивание тележки, и больше ничего.
По предварительным прикидкам, такой аппарат можно легко уложить в 100-150 тысяч рублей цены (в зависимости от качества материалов и отделки).
Вкупе с предыдущим пунктом это сразу создало бы серьезную популярность таким аппаратам в городах и заметно порешало бы вопросы с выхлопами и городским смогом. Куда заметнее, чем весь нынешний надроч на Теслы.
А теперь отгадайте — почему таких электротележек никто не производит. Почему изображенный на фото в статье одноместный (!) Renault Twizy стоит 799 тыр в самой простой комплектации URBAN (литиево—ионная аккумуляторная батарея и скорость 80 км/ч детектед):
Простите — но столько стоит Рено Дастер. И раз все равно нужны права — то никто не будет покупать эту электрическую ерунду за столько. А значит, проблема выхлопов и избыточного потребления энергии для транспортировки задницы офисного сидельца до работы/магазина и обратно не будет решена никогда.