Они кричат «Россия помоги», а слышно «Россия уходи»

Они кричат «Россия помоги», а слышно «Россия уходи»

Новая война в Карабахе вряд ли была неожиданностью для тех, кто следил за обстановкой в Закавказье. Всё-таки ещё с июля регулярно возникали перестрелки на границах бывшей азербайджанской автономии, а Баку стягивал к ним свои войска. Да и риторика, звучащая из Еревана, день ото дня становилась всё воинственней и воинственней. Пока премьер Никол Пашинян не «отрезал»: Карабах принадлежит Армении и на этом вопрос его принадлежности закрыт.

Кто белее и пушистее?

На что именно рассчитывало армянское руководство, делая столь громкие заявления, совершенно ясно: любая мелкая дворовая шпана, нагло задирая заведомо более сильного противника, знает, что стоит её тронуть, как за забияку тут же «впишутся» более серьёзные парни. Ведь, как известно, Армения является членом ОДКБ, где делами заправляет супердержава Россия, и в случае внешней агрессии члены Организации обязаны защитить страну-жертву. Правда, лишь в случае, когда на неё напали, а не она сама по собственной воле напала на кого-то.

Именно защиты «подвергшейся нападению со стороны Азербайджана» Армении немедленно потребовали из Еревана от России, когда начались боевые действия. Совершенно «позабыв» о том, что ни один азербайджанский солдат не переступил армяно-азербайджанской границы, а армянскую принадлежность Нагорного Карабаха ― Арцаха официально не признала даже Армения. Причем сами карабахцы считают себя скорее жителями независимого государства, чем подданными Еревана.

О том, что Азербайджан не ведёт войны с Арменией, прямо заявил и азербайджанский президент. Причём среди целей военной операции Баку называет приоритетной даже не захват Карабаха, а освобождение удерживаемых армянами семи азербайджанских районов, отделявших Арцах от собственно Армении и объявленных «коридором безопасности». Из которого азербайджанское население было изгнано полностью, а все населённые пункты снесены подчистую.

Разумеется, нет ничего хорошего в том, что в Закавказье снова гибнут люди, а азербайджанские войска бомбят кассетными боеприпасами Степанакерт. Но с другой стороны, обстрелу подверглась и азербайджанская Гянджа, а непосредственно с армянской территории наносятся ракетные удары по территории Апшеронского полуострова, предпринимаются попытки разрушить ракетами плотину ГЭС, в результате чего могут пострадать мирные жители. И в этом свете позиция, на которой стоит армянское руководство, выглядит куда более неприглядной, чем озвученная из Баку.

А братья кто?

Если судить с точки зрения России, то позиции общества разделились весьма резко. Самая незначительная (или наименее активная?) часть считает, что новое обострение конфликта в Закавказье ― внутреннее дело двух «схлестнувшихся» стран и Россия не должна в него вмешиваться. Чуть более заметны голоса тех, чьи симпатии на стороне Азербайджана. Им импонирует и более сдержанная позиция азербайджанского руководства, и осознание того, что в Баку живёт «такой же наш народ», и прагматичный расчёт: всё-таки сотрудничество с Азербайджаном для РФ более экономически выгодно, чем с Арменией. Третьи же, наиболее экзальтированные, доказывают, что Россия должна немедленно объявить войну и Азербайджану, и Турции, за ним стоящей, чтобы «спасти армянский народ от нового геноцида». Апеллируют и к единству религии (не разбираясь в том, что хотя армяне и христиане, но не имеют никакого отношения к Русской православной церкви), и к союзническим отношениям в рамках ОДКБ, и к членству Армении в Евразийском союзе.

Честно говоря, последние два аргумента выглядят не просто спорными, а даже насквозь фальшивыми, и выдвигать их могут люди, которые совершенно не знакомы с тем, что собой представляет современная Армения и армянская власть.

Да, учитывая сохранившиеся ещё с советских времён симпатии части населения республики (части, а не всего населения!) к Российской Федерации, некоторых жителей Армении можно считать «своими». Но социологический опрос, проведённый в 2017 году, вскоре после вступления Армении в ЕАЭС, показал, что 50,67 проц. жителей страны считают: вступление в союз отрицательно сказалось на ней, и лишь 34,33 проц. назвали Россию союзником Армении. При этом 40 процентов заявили, что связи с Россией препятствуют отношениям Армении с ЕС. Причём уже после этого был армянский Майдан, на котором население поддержало насквозь прозападного Пашиняна, выступающего за сворачивание отношений с Россией и смену курса страны на прозападный. Даже в вопросе урегулирования карабахской проблемы 56 процентов опрошенных были уверены в том, что участие в нём РФ сказывается негативно.

Это несмотря на то, что, войдя в ЕАЭС, Армения получила прямой выход на рынок России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана с населением более 184 млн человек и ВВП в 2,2 трлн долларов США. Причём не просто так, а на льготных условиях: резко упростилось документирование торговых операций, сократились сроки оформления всевозможных разрешений и согласований, исчезли тарифные и нетарифные ограничения, негативно влиявшие на цену и, соответственно, конкурентоспособность армянских товаров. По более дешёвой цене через границу потёк российский газ армянским потребителям. Только по официальным каналам в 2018 году Армения получила из России денежных средств на сумму 1,121 млрд, а в 2019 г. ― уже 1,59 млрд. долларов США. Как считает ЦРУ США, экономика Армении очень зависима от российской экономической поддержки, от России зависит и большая часть инфраструктуры страны.

А что в ответ?

В ответ армянское правительство в 2017 году подписало рамочное соглашение с ЕС об установлении глубоких экономических и политических связей в энергетическом и транспортном секторах, в сфере охраны окружающей среды, торговли и инвестиций. Оно проводит последовательную политику выдавливания из страны российских компаний и усложнения их деятельности. Причём значительная часть этого бизнеса ― те же самые этнические армяне, но постоянно живущие в России. Хотя это было заметно и раньше, но именно после обострения обстановки в Карабахе превратилось в настоящую истерию: с одной стороны, армянские медиа и соцсети требуют от России немедленно «наказать агрессоров», а с другой ― цистернами льют помои на Россию, Путина и всех, кто его поддерживает. Не забывая при этом «русских армян», которых противопоставляют «настоящим» — тем, кто поддерживает нынешнюю армянскую власть. И это раздвоение сознания, именуемое в медицине шизофренией, подчас наблюдается у одних и тех же личностей и даже в одних и тех же сообщениях.

Для чего козе баян. Союзники, говорите?

Напомните, когда Армения признала российский Крым, Южную Осетию, Абхазию, ЛДНР? А никогда. Не признала и не желает признавать. Зато на армянской территории свободно действует бесчисленное количество антироссийских НКО, которые открыто обучают российских (и не только) оппозиционеров, как свергать власть в России. Видимо, из «союзнических побуждений» армянское руководство в августе с. г. заблокировало трансляцию российских телеканалов, между прочим, приносящих деньги в бюджет Армении, но при этом с благодарностью приняло 5 млн долларов от Фонда Сороса «на развитие независимых СМИ». И видимо, руководствуясь «союзническим долгом», председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян считает, что «имперская пропаганда, которую Россия реализует как внутри страны, так и в странах бывшего Советского Союза, пытается сохранить своё влияние на эти страны». Видимо, требования вывести из Армении российскую военную базу (кстати, являющуюся главным аргументом против удара в спину Армении со стороны союзной Азербайджану Турции), а также появляющиеся на всех митингах требования «Российские оккупанты, вон из Армении» ― это и есть «союзнические отношения», правда, чисто в армянском понимании.

Тезис «Армения ― цэ Европа» проявляется не только в заключении Соглашения об ассоциации с ЕС, которое уже довело одну «европейську дэржаву» до ручки (зря, что ли, эмиссары из неё так вольготно чувствовали себя на митингах в поддержку Пашиняна, и полицией были задержаны лишь те, кто припёрся на них с огнестрельным оружием?). Ни для кого не секрет, что именно в Армении находится самое крупное на постсоветском пространстве посольство США (более 1200 человек!) А вот что в апреле этого года сказал про нашего «союзника» заместитель помощника генсека НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай: «Что касается Южного Кавказа, то здесь НАТО работает более активно. Все три страны региона ― Грузия, Азербайджан, Армения ― стремятся к укреплению отношений с НАТО. Для Азербайджана характерна своя уникальная ориентация: Баку не союзник России, но и не стремится к членству в НАТО». Азербайджан не стремится в НАТО, чем и уникален, а Армения, получается, да?

А теперь слово эксперту русско-армянской независимой газеты «Ноев Ковчег» Семеду Семедову: «Главной задачей США и их союзников по НАТО является политическая интеграция трёх закавказских республик, их вступление в евроатлантическое сообщество и, таким образом, полное вытеснение России из Закавказья. При этом вступление государств Закавказья в состав ЕС не предусматривается. Главным инструментом интеграции должен стать военный блок НАТО, и это ясно свидетельствует о приоритетах американской политики в регионе. Кавказ должен стать следующим этапом расширения НАТО, и наилучшим вариантом для США считается одновременное вступление в альянс Азербайджана, Армении и Грузии».

У вас ещё остаются вопросы, почему с требованием к России немедленно вмешаться в Карабахский конфликт солидаризировались и руководство Армении, в которое невозможно плюнуть, чтобы не попасть в «соросёныша», и состоящие на службе у Госдепа российские «оппозиционеры» вроде Шендеровича и Явлинского, и русофобствующие армянские «активисты», и соратники желанного гостя в американском посольстве Геннадия Зюганова? Если ещё нет, то можно и пояснить: вмешательство России в Карабахский конфликт на стороне Армении автоматически вычеркнет её из переговорного процесса по урегулированию конфликта. А поскольку природа не терпит пустоты, её место за столом переговоров немедленно займут США и страны НАТО. То есть задача, сформулированная «российско-армянской независимой газетой» как «полное вытеснение России из Закавказья», можно сказать, будет выполнена. А уж «одновременное вступление в альянс Азербайджана, Армении и Грузии» будет лишь делом времени и техники.

Александр Горохов