В России происходит научно невозможное

Виктор Мараховский

В России происходит научно невозможное

Вначале — новости. Как информирует агентство «Синьхуа», в первом квартале 2018 года товарооборот между Китаем и Россией вырос почти на 30% и может превысить 100 миллиардов долларов по итогам года (ранее, отметим, эта цифра намечалась к 2020 г.). В 2017 году объем китайско-российской торговли вырос на 20,8% — до 84,07 миллиарда долларов.

Чем, собственно, интересна эта новость (в принципе, рядовая на фоне ежедневной хроники вроде «Из китайского Наньчана в Москву отправился первый контейнерный поезд», «Российско-китайский самолет получил название», и «Парк китайско-российского межрегионального сотрудничества начал работу в городе Циндао»).

Штука вся в том, что эта новость — некоторым образом из другой глобальной реальности. Не из той, что была совершенно очевидной, скажем, лет 15 назад. И даже 10 лет назад.

Тогда, напомним, условный «разворот на Восток», по убеждению массы экспертов, считался либо «маловероятным» (в мягком варианте), либо «бредом» (в варианте категорическом).

Эксперты, скажем, 2009 года указывали на очевидные истины: товарооборот России и Китая слишком мал (что такое 17, например, млрд долларов по сравнению не то что с 370-миллиардным оборотом США и Китая, но и с 200-миллиардным оборотом России и ЕС); Китай не может выступать источником технологий, поскольку сам является лишь «мастерской Запада»; ну и так далее.

Ну и вот: на дворе весна 2018-го. Стомиллиардная планка российско-китайской торговли, очевидно, будет взята — притом, что товарооборот России с ЕС тоже подрос, но не столь динамично (212 млрд евро по итогам 11 месяцев минувшего года). И притом, что «Сила Сибири» (газопровод, который, скажем так, несколько увеличит обороты торговли) поставки начнёт, видимо, только в 2019-м.

Состоялся не «разворот на Восток» (Россия не отвернулась от Запада). Но, безусловно, произошло «открытие восточных дверей». И это новая реальность — такая же, как тот факт, что Китай по количеству патентных заявок в минувшем году обогнал США и ЕС (как мы помним из истин 9-летней давности, «КНР не может выступать источником технологий»). И это такая же новая реальность, как тот факт, что США обкладывают пошлинами китайские товары с высокой добавленной стоимостью — вроде солнечных панелей — в то время как китайцы в ответ бьют американцев по арахисовым орешкам.

При этом в медиасфере всё в значительной степени остается по-прежнему. Китай — где-то далеко и почти малозначимо. ЕС — рядом и невероятно, жизненно, чудовищно важно. Всё сотрудничество с Китаем: мы им лес и металлы, они нам тапочки и телефоны.

Причина этого отставания «медийной картины мира» очевидна. Ее, картину, во многом формирует т.н. экспертное сообщество. При этом в головах собственно экспертов одни реальности вовсе не обязательно сменяют другие своевременно. Экспертное сообщество — эта странная, аморфная и не поддающаяся даже точному определению масса — не имеет своих критериев профессиональной пригодности. Поэтому она на огромный процент состоит (в любой стране мира) из различных «бывших людей в теме», которые нередко не обновляют ни свои знания, ни уж тем более картину мира десятилетиями.Однако в «списках спикеров» крупных СМИ они по-прежнему числятся. И в итоге по сей день картину мира для российского притязательного читателя формируют мега-звезды начала нулевых, бывшие чем-то актуальным в эпоху бескрайней победившей фукуямы, глобализации и «России-бензоколонки».

Стоит, впрочем, отметить, что выстроенная ими в начале нулевых и защищаемая, как Измаил, крепость мировосприятия в последние годы и месяцы осыпается с особенной скоростью — поскольку новый облик мира уже приблизительно сформировался, и с каждым днем он всё дальше отчаливает от того, что экспертное сообщество привыкло считать «мировыми раскладами».

Сегодня можно с интересом перечитать:

— взрыв торжествующей аналитики начала 2016 года о том, что (как мега-эксперты и предсказывали) опозоренная Россия, поджав хвост, бежит из Сирии;

— цунами крайне экспертных сообщений о том, что Крымский мост никогда не будет построен из-за «километровых илистых грунтов», немедленно упадет из-за расхождения литосферных плит и будет снесен первым же весенним ледоходом из Азовского моря;

— и, наконец, километры совершенно убежденных разъяснений на пальцах того факта, что «Путин никогда в жизни не ослушается американских хозяев». Потому что 1) у его окружения миллиарды распиханы по западным офшорам, американцы и британцы уверенно держат его за горло и поэтому он никогда не осмелится ни в чем пойти против них. 2) Да если российские (хотя на самом деле флоридские и лондонские) олигархи потеряют на авантюрах этого вашего Путина хотя бы миллиард, — не будет никакого президента Путина не то что в 2018-м, но и вообще в любой момент.

… В свете приближающейся 7 мая 2018 года инаугурации президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина эта последняя экспертная истина прошлых лет смотрится особенно поучительно.