Еврожурналисты изучили московские рынки, чтобы понять, почему армяне и азербайджанцы не едут на войну (damadilumax)
Мakeshift memorial outside the Armenian embassy in Moscow. Natalia KOLESNIKOVA AFP/File
На оживленном продуктовом рынке на юго-западе Москвы азербайджанец Авас продает фрукты и овощи в нескольких шагах от Армине, торгующей армянским сыром.
Когда Авасу было 26 лет, он был вынужден покинуть свой дом, потому что между Арменией и Азербайджаном разгорелся конфликт из-за спорного Нагорно-Карабахского региона.
В начале 1990-х годов в результате войны между двумя бывшими советскими республиками погибло около 30 000 человек, сотни тысяч стали беженцами. Конфликт, посеявший ненависть и недоверие между народами, вновь вспыхнул в сентябре с.г. И армянские, и азербайджанские продавцы на московском рынке с тревогой следят за новостями на своих телефонах, обмениваясь фотографиями разрушенных артобстрелами домов: конфликт на родине не вызвал напряженности между диаспорами в Москве.
«Мы здесь все как одна семья. Как и во времена Советского Союза, мы едим вместе, разговариваем и спорим», — говорит 50-летний Авас, и морщины покрывают его лицо, когда он улыбается.
Армине говорит, что продавцы на рынке часто обмениваются роликами с войны и задаются вопросом, когда же она закончится. Но, понизив голос, 37-летняя продавщица задается вопросом: не радуются ли азербайджанские коллеги при просмотре тех видео, которые заставляют ее плакать?
Бои за Карабах между сепаратистами и азербайджанской армией продолжаются уже несколько недель, несмотря на неоднократные попытки России, Франции и Соединенных Штатов добиться прекращения огня.
И Армине, и Авас говорят, что у них есть родственники, воюющие в Карабахе.
— «Община в смятении» —
Самопровозглашенная автономия Карабаха не получила признания, в том числе и со стороны Армении, и по международному праву остается частью Азербайджана.
«На данный момент все спокойно. Каждый день, целыми днями, наши армяне и азербайджанцы смотрят видео со своей войны, а потом вместе идут на перекур», — говорит Ирина Капутерко, русская продавщица на рынке.
Как у Армении, так и у Азербайджана есть большие диаспоры в России, и когда в конце сентября вспыхнули военные действия из-за Карабаха, обе общины, насчитывающие около двух миллионов человек каждая, призвали к спокойствию.
Такой призыв имел смысл: в июле стычки на границе между Арменией и Азербайджаном привели к столкновениям в Москве и Санкт-Петербурге, где десятки людей пострадали в уличных драках, были повреждены автомобили и рестораны.
«Мы делаем все, чтобы это не повторилось», — заявил агентству AFP глава азербайджанской диаспоры в Москве Шамиль Тагуев.
Армяне также «полны решимости предотвратить провокации», — говорит Люсик Гукасян, вице-президент Союза Армян России, в котором состоит 2,5 миллиона человек — почти столько же, сколько проживает в Армении.
«Община бурлит, но сдерживает себя», — утверждает Гукасян.
Решимость сохранять спокойствие не мешает обеим сторонам поддерживать свои войска.
Посольства обеих стран в Москве увешаны цветами, портретами погибших и посланиями поддержки. Диаспоры шлют гуманитарную помощь, а добровольцы выстраиваются в очередь, чтобы принять участие в войне.
«Многие верующие уже попросили моего благословения на войну», — говорит Геворк Варданян, армянский священник в Москве.
Есть также «большое количество обращений от азербайджанцев, готовых отправиться на войну», — говорит Тагуев, отмечая, что пока Баку не принимает таких предложений.
— «Мы как семья» —
Джалиль Багиров, который живет в Москве уже 25 лет, говорит, что «готов идти и сражаться», как только Азербайджан попросит об этом. В его автомастерской на юго-востоке Москвы в разговорах с азербайджанскими коллегами преобладает тема войны.
«Но мы меняем тему, когда на работу приходят наши армянские механики, чтобы избежать напряженности», — говорит он.
Столкновения вокруг Карабаха, которые уже унесли более 1300 жизней, повлияли на повседневную жизнь общин в Москве.
«Свадьбы откладываются или проводятся в узком кругу», — говорит владелец нескольких ресторанов Шамиль Гурбанов, член азербайджанской общины в Москве. Он родился в Карабахе в 1966 году и прожил в Москве 33 года, но его «душа все еще находится на родине», — сказал он агентству AFP.
Гурбанов говорит, что верит в мирное сосуществование, приводя в качестве примера большое количество смешанных браков между общинами.
«Мы всегда жили и работали здесь вместе. Исторически у нас один и тот же менталитет, одно и то же советское прошлое, одна и та же кухня», — говорит он.
24-летняя дочь Гурбанова, Сева, говорит, что хочет прекращения боевых действий, и ей все равно, «кто прав, а кто виноват».
источник: France24