Такого, что творилось на «Месте встречи» в пятницу, 20 ноября, я давненько не видел на ток-шоу. Программа называлась «Мы такие разные?!» и в первой своей части была посвящена пенсиям, точнее, претензиям на повышенную пенсию различных «звездуль» от спорта, от эстрады, от театра и кино, которым сегодня «не хватает на жизнь».
Начали программу с перечисления тех, кто заявил о нехватке денег сегодня. Это бывшая фигуристка Наталья Бестемьянова, певица Ирина Понаровская, актриса Людмила Поргина.
Олимпийской чемпионке, неоднократной чемпионке мира не хватает, считает себя недооцененной, певице, когда-то бывшей сверхпопулярной, кроме эстрады снимавшейся в художественных фильмах, тоже не хватает на прожитье. Но острее всего «нехватку» переживает Поргина, мне известная не как ведущая актриса «Ленкома», носящая звание заслуженной и получающая за это доплату тысяч в 30, а как вдова одного из самых известных и большинством любимых актёра — Николая Караченцова. Так вот, вдова на камеру на полном серьёзе заявляет, что ей не хватает на поездку в Париж, нужна поддержка от государства.
Присутствовавшей в студии коллеге не состоявшейся туристки в Париж – имя на экране я не успел рассмотреть, а в лицо эту «заслуженную» я не знаю – тоже не хватает пенсии с доплатой в 30 тысяч за звание.
Наиболее объективным из бывших «звёзд» был певец Виктор Салтыков, который не жаловался на свою «горемычную» судьбину. Он спокойно, с самоиронией вспомнил, какие огромные деньги он с коллегами зарабатывал на пике популярности. Да и сейчас трудится в меру сил и затребованности.
Но искры полетели от столкновения в студии, когда слово дали завсегдатаю телевизионных толковищ политологу Александру Сытину. Он занял сторону «недооценённых» актёров, спортсменов и прочих «героев» страны, внёсших, по его мнению, несравненно бОльший вклад в мощь и развитие государства, нежели какие-то обыкновенные трудяги. И привёл пример из собственной биографии советских времён, когда какому-то слесарю платили зарплату в 350 рублей, а он, даже став доктором наук не получал доплату за степень – отменили (отменили, замечу, при этой власти, не при Советах).
Здесь же просят всё «заслуженные» и «народные» мастера: спорта, сцены, экрана. Те, кто, оказывается, работали исключительно на славу и величие страны. Про то, что они и себе зарабатывали, в первую очередь, он умолчал.
Короче, поделил население на избранных и быдло. Себя, естественно, отнёс к первым. Распалился так, что готов был из штанов выскочить и броситься на оппонента.
фото из открытых источников
Видать, долго обиду сдерживал, считая себя любимого, недооценённым. Правда, тут же дал понять, что всяким там спортсменам и прочим «звездулям» не место в Думе, где должны заседать такие, как он. Распалился не на шутку.
Вот тут-то и началась буча. Давно такого не было. Крик стоял такой, что Норкин поспешил объявить рекламную паузу, пока до рукопашной не дошло.
А после перерыва вспомнили о фокуснике Акопяне, который обиделся на всех, кому он, оказывается, стал не нужен. Который тоже не может жить на нынешнюю пенсию.
Вспомнили певца Осина, того самого, который во время «агитчёса» по стране за Ельцина в 96-м, выкаблучивал с тем на сцене. А потом, так же, как «всенародноизбранный», спился, сошёл на нет, и помер не в нищете, но в людском забвении.
Вспоминали и других. Например, Пугачёву. Но она в «шоколаде», если только за учёбу детей может выкладывать по 160 тысяч в месяц за каждого.
Не жалуется и Елена Проклова, с детства снимавшаяся в кино. Ей пенсии с доплатой «от Собянина» на жизнь хватает.
Вскользь упомянули о пенсии Юрия Лозы в 12 тысяч рублей. На нём не останавливались. Неинтересно. Такие пенсии у большинства рядовых пенсионеров, не «звёзд», не «заслуженных» с «народными».
Что касается историка-доктора наук и какого-то слесаря с 4-мя классами, то мне вспомнились слова из песни, которую исполнял Бернес:
«Стоят дворцы, стоят вокзалы
И заводские корпуса, и заводские корпуса —
Могу назвать вам адреса.А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня.
А кто я есть — рабочий малый…»
И без историка, устроившего скандал в студии, всё, перечисленное в незамысловатой песенке, было бы, стояло, работало, летало… Дальше есть слова и про ГЭС, и про космос, но и этого достаточно, чтобы понять и оценить заслуги «какого-то слесаря».
И пример из мною пережитого.
Директор завода, на котором я проработал 17 лет, тяжело заболел. Пробюллетенил три месяца, вышел на день, и снова на бюллетень (так требовал закон, иначе — «группа» и увольнение). Его замещал главный инженер. Думаю, многие заводские работники и не заметили отсутствие директора.
Но вот когда в одном из цехов заболели двое высококвалифицированных наладчика автоматов, то реально забрезжил провал плана всего завода. Кстати, одному из тех наладчиков не было и 30-ти, а его заработок регулярно превышал директорский.
На мой взгляд, в прежние советские времена была наиболее правильная, справедливая система. Размер пенсии зависел исключительно от заработка (в первую очередь), от стажа работы и ещё были различные надбавки за условия, к примеру, северные. Лишь у немногих за выдающиеся заслуги были повышенные, фиксированные персональные пенсии.
В заключение о «заслуженности» и «народности», о том, кто, как и за что получает высокие звания и полагающиеся приплаты и прочие «плюшки» к ним.
Напомню, что Владимир Высоцкий не имел званий, как бы «не заслужил», не были «народными СССР» ни Николай Рыбников, ни Андрей Миронов, ни Леонид Быков, ни Олег Кваша, ни Николай Караченцов… Лишь высшее республиканское (РСФСР) имели.
Зато звание народного артиста России (по теперешним временам — высшее в стране) с 94-го носит Евгений Герасимов, ни одной главной роли которого я не знаю. Разве что депутатскую в Мосгордуме.
С 2002 года звание народного артиста носит Леонид Якубович.
Так что причуды судьбы в оценке талантов и заслуг перед людьми неисповедимы.
Увиденное меня ещё раз убедило в том, что за 30 лет существования нынешнего режима страну разделили на множество «лагерей», «классов», «каст», групп, которые правящие круги вольно или невольно столкнули лбами, ожесточили, озлобили. Богатые против бедных, которым прилепили кличку нищебродов; молодые против старых; москвичи против всей остальной России, против «понаехавших», а провинциалы против москвичей; русские против азиатов или кавказцев; учителя, врачи, бюджетники из глубинки против московских, получающих за тот же труд в разы больше; работающие против пенсионеров… И, конечно же, «красные» против «белых».
По сути, своими законами, своими решениями разделили государство, наш дом внутри его самого. А ещё из Библии известно о печальной участи такого дома.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.