Сегодня родительские собрания «переехали» в интернет и стали местом для бесконечных конфликтов и разборок.
Многие устало признают: круглосуточный чат не просто стал мешать жить и работать, а уже представляет серьезную угрозу личной безопасности.
Не прошло и двух месяцев после того, как из-за ссоры в родительском чате был убит волгоградец Роман Гребенюк. Без отца осталась 12-летняя девочка, а жители города устроили не только массовые пикеты с требованием наказать виновных, но и опубликовали петицию с просьбой запретить родительские чаты, которые, по их мнению, давно уже стали рассадниками агрессии.
На днях в Санкт-Петербурге родители, поссорившись в школьном чате, устроили массовую драку. В ход пошли травматические пистолеты. Следователи сообщили, что о стрелке участники драки договорились здесь же, в чате. После драки полиция задержала шесть человек, у которых нашли газовый и травматический пистолеты.
Задержанным было от 28 до 35 лет, причем все они с высшим образованием, а один из участников потасовки работает врачом. «Скорее всего, педиатром», — ерничают по этому поводу соцсети. Сами мужчины заявили, что таким образом высвобождали негативные эмоции, которые накалились во время общения в чате. Убивать никто не собирался — стреляли в воздух, не целясь. Претензии в отделении полиции друг к другу у участников потасовки сразу исчезли.
СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ СТАЛИ ВИРТУАЛЬНЫМИ НЕВРОТИКАМИ
«Школьный чат — это разжигание конфликтов на абсолютно любой почве! Сто рублей сдавать на подарок — почему так мало? Сто пятьдесят — почему так много? Если на утренник покупаются конфеты — вам не жалко зубов своих детей? А мандарины — страшный аллерген. Не важно, о чем будет ваш пост в чате. Непременно найдется родитель, которому это не понравится. Все равно, когда вы напишете сообщение — утром, днем или вечером, — оно обязательно кого-то отвлечет и разбудит. Или возмутит тоном и отсутствием запятых. А тут недалеко до настоящей перепалки с переходом на личности», — констатируют папы и мамы на родительском форуме.
Здесь же примеры совсем недоброжелательных диалогов. «В садик на ритмику нужны черные шорты и белая футболка», — бодро сообщает педагог. Понятно и доступно, правда? А черный и белый цвета дети научились различать еще в младенчестве. Родители же, оказывается, нет. «Черные? А можно темно-серые? И не шорты, а, знаете, велосипедки. Моя Светочка в шортах стесняется ходить, она пухленькая», — сообщает кто-то. «Колы надо меньше пить и в Макдоналдс ходить, тогда и похудеете», — злобствует в ответ другой родитель.
«Анонимность в мессенджере создает иллюзию вседозволенности. При реальном разговоре вряд ли кто-то себе позволит такое хамство», — считает педагог Светлана Кузенкова. К тому же психологи утверждают, что есть огромная разница в восприятии написанной и услышанной информации. При живом общении значительную роль играют мимика, жесты, интонация. «В чате ничего этого нет, поэтому происходит искажение. Даже самой невинной фразе, абсолютно понятной в разговоре, в мессенджере могут приписать совсем иной смысл», — рассуждает Кузенкова.
Работающих родителей раздражает бесконечная болтовня домохозяек, которые, по их мнению, засоряют чат от безделья и нехватки общения. В этом случае любая информация — повод для множества ненужных вопросов и обсуждений.
«Это место, куда сливается весь негатив. Школа вообще сейчас очень заводит родителей, и без того очень загруженных и уставших. И необходимость реагировать на сообщения, более того, выискивать нужную информацию среди потока бесполезного шлака — каких-то картиночек, смайликов, перепалок, личных поздравлений и других комментариев — перегружает мозг. К тому же среди родителей часто есть те, кто заражает скандалом весь класс, — этакие школьные тролли», — считает семейный психолог Светлана Качмар.
НУЖНЫ ОДНОСТОРОННИЕ ЧАТЫ
«То, что происходит сегодня в классных чатах, — это в какой-то степени отражение невротического состояния общества», — конкретизирует заслуженный учитель России Евгений Ямбург. Даже в его школе, признанной одной из лучших в стране, родители показывают далеко не самое адекватное поведение. «В родительских чатах часто бывают противоречия. Читаю: «Уберите уроки физкультуры — это бесполезная трата времени! Почему на удаленке дети должны прыгать у компьютеров?» В этом же чате: «Сделайте больше уроков физкультуры, это хорошая разрядка!» Что может сделать школа? Организовать диалог, терапию с помощью слова. Например, недавно я вместе с заместителями провел очередную видеоконференцию с родителями. Мы ответили на все вопросы, конференция длилась больше двух часов. Это единственный способ погасить напряженность», — говорит Евгений Ямбург.
Казалось бы, можно просто отказаться от участия в чатах, но есть риск пропустить действительно важную информацию из жизни ребенка. «Родительские чаты зачастую создают негативные настроения, но отказаться от них сейчас невозможно — надо искать способы решать конфликты в уважительной манере», — считает глава Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев.
А может, гораздо продуктивнее был бы односторонний чат, когда только учитель мог бы размещать нужную для родителей информацию и последние могли бы обращаться только к нему? Информативная цель будет достигнута, а взрослые, не научившиеся общаться, будут лишены еще одной площадки для брани.